Александр Норинчак о профессии разработчика игр

Программируемые калькуляторы, "Социальная сеть" и способность к быстрому обучению

Мир компьютерных игр завораживает, удивляет, иногда настораживает, особенно когда речь идет о детях, которые предпочитают такие игры всем остальным видам деятельности. В любом случае, это яркий и интересный мир. Кто же его создает? Разработчики игр и программисты, в частности, Александр Норинчак — ведущий программист компании PlayToMax, Ltd., который является и автором игровых программных продуктов.

Что входит в перечень ваших обязанностей как программиста?

В данный момент занимаюсь по большей части управленческой работой, контролем качества кода других программистов, разработкой и сопровождением внутренних фреймворков компании. Также при необходимости подключаюсь к разработке в сложных проектах. Эта профессия для меня — долгая история. Если совсем кратко, то в 2005 году я работал в одной крупной украинской софтверной компании. Этот период, если вы помните, был периодом бума браузерных онлайн-игр.
Ходили легенды об огромных доходах владельцев этих игр. Было очень соблазнительно запустить свой проект и забыть о «работе на дядю». Тем более что технически я не видел никаких препятствий. И в в течение следующих двух лет мы с несколькими друзьями по ночам делали свою игру. Релиз состоялся в 2007-м и я ушел из основной работы. Проект просуществовал до 2013-го, так и не оправдав возложенных на него надежд. Строго говоря, игра все еще работает, но ею мы больше не занимаемся. Сейчас мы больше сосредоточены на разработке небольших казуальных и социальных игр.

Вам нравится играть самому? Это из-за увлечения ролевыми играми и фэнтези?

Да, конечно. Мне нравится делать игры, мне нравится в них играть. Но ролевые игры — не мое, я больше люблю пошаговые стратегии. Почему? Это всегда тренировка для мозга, вызов. По большому счету игра дает тот опыт, который недоступен в повседневной жизни.

Где вы учились на программиста?

Нигде, я самоучка. Программировать начинал еще в 12 лет на программируемом калькуляторе МК-61, потом был ассемблер ZX-Spectruma-а, Yamaha MSX-2, ну и дальше на чем только не писал для PC. С 2004-го и по сей день это разработка под web в различных вариациях. Биофак Житомирского педагогического института «случился» только потому, что в 1996-м программирование виделось больше как хобби без практического применения. Поэтому для поступления был выбран университет (в тот момент еще институт), после которого, как я думал, станет понятно, как зарабатывать деньги. Только вот на практике все оказалось наоборот.

Какие качества нужны программисту-разработчику игр?

В современном мире, когда технологии развиваются бурными темпами, мне кажется важнее всего способность к быстрому обучению. Иначе всегда есть риск «остаться за бортом». Ну и как для любого программиста — усидчивость, аналитическое мышление, открытость для всего нового.

Что самое интересное в работе?

Самое интересное — это поиск решения проблем. На самом деле сейчас работать стало намного интереснее, чем во времена нашего первого большого проекта. Сейчас в основном цикл разработки казуальной игры редко превышает два-три месяца. И одновременно в компании на разработке находится три-четыре таких игры. А это значит практически всегда новые проблемы, новые задачи.

Что вы посоветуете почитать/посмотреть будущим программистам и разработчикам игр для вдохновения?

Это разве что истории жизни выдающихся людей или компаний. Из того, что вышло за последние годы: «Социальная сеть» (2010), «Кадры» (2013), «Стив Джобс» (2015). Фантастику или приключенческие вещи рекомендовать для этой цели не могу. Поскольку то, что там показывается, как правило, крайне далеко от реальности. Но все же если очень хочется, можно посмотреть «Черное зеркало» и «Мистер Робот».

Одна из самых распространенных проблем современного общества — игровая зависимость. Считаете ли вы, что своей работой способствуете развитию этой зависимости?

Скорее да, чем нет. Но, строго говоря, это удел любой компании, которая выпускает успешный продукт. Если твой продукт успешен, ты получаешь преданных пользователей, на деньги которых твоя компания существует дальше. Если ты их не получаешь, ты разоряешься и уходишь с рынка. Все очень просто. Будут ли среди них зависимые конкретно от твоей игры? Все может быть.

У вас есть маленький сын. Как считаете, нужно ли ограничивать время игры для детей?

Если мы говорим о дошкольном возрасте, то однозначно нужно лимитировать время, проведенное за компьютерной игрой. Запрещать — ни в коем случае. Скорее, нужно умно подбирать игры-«развивашки» и обеспечивать ребенку другие, альтернативные развлечения. В более осознанном возрасте — нет. Опять-таки, нужно стараться предоставить ребенку альтернативу. Ограничения же и запреты, наоборот, приведут к появлению напряжения или даже разрыву между ребенком и родителями. Тем более сейчас при желании ребенок легко найдет, как поиграть и вне дома.

Беседовала Татьяна Гордиенко. Фото: из личного архива Александра Норинчака

— Читайте также: Анна Ельская о профессии молекулярного биолога