Анастасия Нуржинская о профессии пиарщика-международника

Почему пиарщики выбирают местом работы горячие точки, где получать профильное образование и как использовать Linkedin для начала карьеры

Профессия пиарщика сегодня очень популярна, и в принципе о том, чем занимается специалист по коммуникациям, у многих есть представление. Но вот в чем заключается специфика работы пиарщика-международника? WoMo продолжает проект «Профориентиры», который как раз и помогает узнать ответы на подобные вопросы, чтобы подростки и их родители могли судить о профессии не по слухам или стереотипам, а по рассказам тех, кто посвятил ей не один год. И сегодня своим опытом делится Анастасия Нуржинская, специалист по коммуникациям в международных организациях.

Чем занимается пиарщик-международник

Задачи коммуникационного специалиста включают продвижение международной организации или конкретной темы. Так как все международные организации направлены в первую очередь на помощь правительству или гражданскому обществу, то любая работа будет проводиться совместно с местным партнером и будет также включать тренинги и передачу опыта в проведении кампаний.

Плюсы и минусы профессии

Сейчас я работаю в шести странах: Азербайджан, Армения, Беларусь, Молдова, Грузия и Украина. До этого у меня был проект на Балканах, также я работала в странах Африки, Азии и Европы. Есть огромный спрос на наших специалистов вне украинского рынка. Международные организации приходят туда, где нужна помощь: гуманитарный, военный кризис, продвижение реформ, улучшение инвестиционного климата. И им нужны специалисты. Раньше ими могли стать только представители США или стран-членов ЕС. Но, осознав, что такая помощь должна предоставляться людьми, которые понимают специфику места, организации начали привлекать и региональных специалистов. В этой работе есть немало плюсов: ты много путешествуешь, делаешь социально значимые вещи, получаешь опыт работы с профессионалами из разных стран. Вы будете посещать далеко не туристические направления, но в этом и есть самый важный жизненный опыт этой работы. Другая важная составляющая работы в международной организации — позитивная атмосфера, которая является частью корпоративной культуры. К тому же, неотъемлемое преимущество — высокая заработная плата.

Но иногда бывает опасно или тяжело абстрагироваться от сложной ситуации вокруг. Например, когда я работала над проектом в Косово, сербское население не хотело принимать участие в переписи населения, и даже международных консультантов просили не заходить в кафе или общественные места. Вообще, каждый сам себе выбирает страну и город – Сомали, Афганистан или Нью-Йорк. Многие мои знакомые проработали в Афганистане, потому что считали, что делают важную и значимую работу, предоставляют неоценимую помощь государству. Но в какой-то момент они решили больше туда не ездить. Потому что их отель взорвали или похитили коллег.

12669611_782664635172506_7654665317300441594_n

Какими навыками и качествами должен обладать будущий пиарщик-международник

Конечно, уверенность вам понадобится, потому что вы едите передавать свои знания людям в другую страну. Нужно, чтобы к вашим рекомендациям были готовы прислушаться, несмотря на ваш возраст, национальность или пол, что бывает сложно в разных культурных контекстах.

Очень важны иностранные языки. Это то, что нужно развивать. Если у ребенка цель — стать пиарщиком-международником, желательно, чтобы хотя бы какой-то период он проучился заграницей. Чтобы можно было указать в резюме о западном образовании или о прохождении курсов.

Каким должно быть образование

В вакансиях на коммуникационные посты в требованиях указывают гуманитарные науки. Но когда будут оценивать ваше резюме, то по каждому из заявленных пунктов вам могут насчитать, например, от 1 до 5 баллов. И если у вас нет профильного media and communication образования, а просто political science, то вы можете получить всего 1 балл из 5. Из-за повышения конкуренции требования ужесточаются. Что касается учебных заведений, то лучшие университеты по media studies — британские и американские. Поставьте себе за цель попасть  туда хотя бы на год. Например, можно закончить магистратуру в иностранном вузе.

Также вы должны понимать, что если вы подаете резюме в международную организацию, вы конкурируете со всем миром. Вас будет отличать язык, образование, опыт работы. Нужно настраивать ребенка заранее, что первый опыт работы можно получить в некоммерческих организациях, госсекторе, волонтерство в международной организации — это преимущество, которое сослужить ему хорошую службу в дальнейшем. Начать можно даже с онлайн-волонтерства (www.onlinevolunteering.org).

12903840_1049370048460067_438688551_o

Какой отпечаток на личности оставляет профессия пиарщика-международника

В этой профессии ты учишься умению сопереживать. Ты — как энциклопедия человеческих судеб и исторических событий. Ты много летаешь, знакомишься с людьми, видишь разные жизни и ступени развития стран. Вообще, многие из них можно увидеть, не уезжая из родного города, но тут ты их особо остро чувствуешь. При этом от тебя ожидают, что ты будешь следовать профессионально-деловому этикету. Вся коммуникация с коллегами, партнерами очень выверенная и нейтральная. Это вопрос не вранья или прикрытия, это вопрос конструктивности и понимания своих полномочий. Нельзя критиковать государство, которому ты приехал помогать. Нужно уметь общаться с разными людьми, быть терпеливым к их особенностям, но при этом работать так, чтобы добиваться результата.

Что посмотреть/почитать для вдохновения

Подобных списков фильмов и книг немало. Но я бы другое порекомендовала: зайти, например, на профили сотрудников UNICEF или другой международной организации в LinkedIn, и подсмотреть список необходимого опыта, навыков и умений. Посмотрите их профили, как они описывают свои skills, задачи, успешно реализованные кампании, какими иностранными языками они владеют, и что входит в их обязанности, и составьте на основе этого свой план развития на ближайшие годы.

Беседовала Татьяна Касьян. Фото из личного архива Анастасии Нуржинской

- Читайте также: Профессия пиарщика глазами Владимира Дегтярева