Профессия пиарщика глазами Владимира Дегтярева

Профориентиры

WoMo продолжает проект «Профориентиры”, цель которого помочь старшеклассникам сделать выбор будущей профессии. Вас ждет  серия интервью с успешными людьми в своей отрасли, которые расскажут обо всех подводных камнях, плюсах, минусах и особенностях  построения карьеры. Чтобы подростки и их родители могли судить о профессии не по слухам или стереотипам, а по рассказам тех, кто посвятил ей не один год.

Владимир Дегтярев, совладелец и директор Newsfront PR Agency, рассказывает о том, что ждет будущих пиарщиков.

Кто такой пиарщик

Специалисты нашей профессии помогают людям, компаниям и организациям общаться друг с другом, правильно формулировать идеи, которые хотят донести. Они находят каналы, чтобы достучаться до адресата, и упаковывают мысли и идеи так, чтобы человек их понял. В общем, это такие поезда информации.

Примерно 30% времени пиарщик пишет различные тексты, поэтому тем, кто захочет работать в PR, нужно будет грамотно писать. Еще 40-50% — это налаживание контактов, общение с журналистами, клиентами, блогерами.

И мне хочется верить, что 10% времени пиарщик тратит на то, чтобы понять, что происходит в мире, поэтому очень важен общий культурный бэкграунд, ведь нам нужно знать, как упаковать информацию для абсолютно разных людей. Поэтому необходимо много общаться и ходить на различные культурные, политические, социальные мероприятия. Вот почему я поощряю любые активности, которые открывают перед сотрудниками новые горизонты.

Плюсы и минусы профессии

У нас есть перечень причин, почему стоит заниматься пиаром, и почему нет. Люди идут за коллективом, важно, кто вокруг, ведь работа в агентстве  отличается от работы в компании. Там ты один такой специалист, а в агентстве у тебя много людей, которые занимаются тем же, понимают тебя, могут дать совет.

Плюсы – это возможность общаться с самыми разными людьми, круг знакомых у хорошего пиарщика очень обширный. Сегодня ты обслуживаешь клиента из фармацевтики, завтра из автомобильной индустрии, потом ритейл, IT, социальная сфера…

Минусы – необходимость общаться со многими людьми, которые не всегда тебе интересны или близки лично. К недостаткам можно отнести дедлайны, высокий темп работы, ненормированный график.

Мне нравится то, чем я занимаюсь. И в последнее время своими детям я рассказываю о своей работе, потому что недавно сын пришел из садика и говорит: «Нас сегодня спросили, кем работают родители. Я не знал, как рассказать, чем ты занимаешься, и ответил, что ты спортсмен».

DSCF9663

Необходимые качества для будущего пиарщика

  1. Грамотность, чтобы писать любые тексты или письма.
  2. Общая эрудиция.
  3. Способность быстро обрабатывать большие объемы информации.
  4. Умение управлять своим вниманием и временем, понимание всего организационного процесса, умение держать в голове все задачи.
  5. Способность находить общий язык с командой, подрядчиками (особенно если нацелен на дальнейшее продвижение по карьерной лестнице), так и с людьми вне агентства.

А все остальное – различные пиар-инструменты – придут с опытом.

Каким должно быть образование

Из 30 человек, работающих у нас, лишь у 2-3 есть профильное образование. У большинства — курсы PR или маркетинга, но в основном они проходили их, уже работая в пиаре. В Украине профильное образование начало появляться лет восемь назад. Но все равно нехватка практических навыков приводит к тому, что они учатся всему заново: как писать релизы, проводить мероприятие… Поэтому отсутствие профильного образования не критично.

Кто лучшие пиарщики – мужчины или женщины?

Не знаю, может быть, это специфика Украины или просто развивающегося рынка, но 80-90% пиарщиков у нас – это девушки. Если посмотреть на состав членов правления Ассоциации по связям с общественностью, там в одно время было 10 директоров пиар-агентств, из которых только двое мужчины.

На Западе другая картина. Там тоже много женщин на базовых позициях, но управленческие должности занимают мужчины. И когда я периодически открываю западные пиар-ресурсы, то часто натыкаюсь на статьи о том, как решить проблему гендерного равенства и разнообразия на постах. Читая подобные материалы, мне становится смешно, потому что у нас все с точностью наоборот.

- Читайте также: Профориентиры: Виталий Сыч о журналистике

Какой отпечаток оставляет профессия на личности человека

Наверное, можно сказать, что пиарщики становятся более критичными к источникам информации. Но это и хорошо, особенно в сегодняшних условиях, когда информационные вбросы происходят достаточно быстро.

Для чего нужна самореклама

Думаю, что любой человек может и должен заниматься самопиаром. Даже не так – саморекламой. Между саморекламой и построением своей репутации проходит четкая линия полезности. Когда твоя информация, которой ты делишься, перестает быть полезной человеку и вызывает раздражение и зависть, начинается самореклама. Если ты рассказываешь о своем достижении и кто-то воспользовался твоими методами, тогда это работает идеально.

Мне кажется, что многие украинские таланты немного стесняются говорить о своих продуктах и из-за этого теряют какую-то часть коммерческой выгоды. Поэтому не лишним будет рассказывать о себе.

talking1

Примеры, на которые все равняются

Основоположник пиара Эдвард Бернейс, работая над табачной кампанией, устроил марш курящих моделей в 1929 году. Тогда это было слишком вызывающе, но это как раз тот пример, как создать какой-то повод, о котором будут говорить все.

Если говорить о примере положительного пиара, можно вспомнить «Новую Почту». У них были определенные проблемы, когда начались какие-то вбросы конкурентов о том, что они якобы помогают передавать сепаратистам товары. После этих обвинений, хотя компания и так много помогала волонтерам, компания создала программу «Гуманитарная почта», в  рамках которой бесплатно перевозят грузы волонтеров. Они также регулярно проводят встречи волонтеров и представителей малого и крупного бизнеса. И сейчас у них появилось огромное количество послов бренда, которые готовы их защищать.

Какие фильмы стоит посмотреть о профессии пиарщика

Я советую посмотреть сериал ВВС «Абсолютная власть», в котором показаны абсолютно беспринципные пиарщики. Неплохой сериал «Скандал», а также фильм «Здесь курят».

- Читайте также: Владимир Дегтярев: «Мы не живем ради детей»