Анна Савельева: «Опыт и экспертиза живы только тогда, если их можно масштабировать»

4 принципа создания эффективной команды

Над созданием эффективной команды бьется руководитель любого бизнеса – повышение продуктивности, сохранение мотивации работников становятся особенно актуальными в сложной экономической ситуации. Своим опытом и видением делится Анна Савельева, мама двух детей и операционный директор компании Watson’s, которая создает эффективную команду. И ее работа еще сложнее, так как «умножается» на большой масштаб компании и системность процессов, которые нужно трансформировать. Анна дает четыре ключевых совета, что учитывать и чем руководствоваться в создании эффективной команды.

Будучи главным бухгалтером, я поняла, что люди мне ближе, чем цифры. На позиции директора первого, флагманского магазина Columbia у меня была интересная задача – на базе этого магазина отрабатывались управленческие и бизнес-решения в формате B2B, как база для франчайзинговых проектов. Вскоре открылся второй магазин, частью которого я тоже была. Компания развивалась, выводила на рынок проект Ostin, и я получила возможность реализовать себя в качестве руководителя проекта по выводу нового бренда на рынок Украины.

Конечно, я это делала не самостоятельно, а в рамках компании и с командой молодых людей, За короткое время мы смогли простроить бизнес-процессы, принять активное участие в адаптации коллекции, понять рынок. Это было 15 лет назад, и тогда рынок был более «черным», а не цивилизованным, было до 50% открытой торговли, ТЦ только начинали свое бурное развитие, и зарубежным операторам некуда было особенно выходить. За первые три года мы вывели проект на безубыточность, и можно было сказать, что проект перешел в стадию Бизнеса. За это время мы открыли несколько новых форматов (Ostin kids Дисконт), сформировали успешную команду. Для меня очень важно, как люди относятся к работе, которой они занимаются. И с гордостью могу сказать, что моя команда любит свою работу, а это позволяет бизнесу быть успешным и работать дальше.

В начале 2016 года я заняла позицию операционного директора в Watson’s. Мои цели и задачи – управление, построение эффективной команды. Наше основное направление – повышение эффективности бизнеса, изменение структуры, адаптация ее к существующим рыночным условиям. Watson’s – один из операторов в тройке лидеров на рынке в сегменте Drogerie, это рынок очень низкомаржинальный, с низким порогом входа к конкурентам, и, по сравнению с рынком одежды, очень жесткий с точки зрения конкуренции по всем статьям, и с точки зрения бренда-работодателя, и в борьбе за лояльность клиентов. Если на рынке одежды все мягче, все стараются сплотиться, чтобы развиваться, то здесь рынок совсем другой, но покупатель как и везде, сейчас диктует свои правила игры.

Руководствуйтесь четкими принципами и ценностями

У нас более 430 магазинов, мы представлены во всех регионах Украины. Лидерские позиции у Watson’s на Западе, в Киеве, по количеству магазинов мы уступаем на севере и востоке, но не уступаем с точки зрения любви наших покупателей и верности бренду. Масштаб команды был одним из критериев моего перехода в эту компанию. Наработанный опыт и экспертиза живы только тогда, когда вы можете их масштабировать, и здесь интересы компании и мои совпали. Мой приоритет – формирование команды. В рознице и ритейле успеха одному человеку не достичь. Система важна, она должна быть, но любую систему делают люди. В нашей компании люди – главная ценность, и с точки зрения сотрудника, и с точки зрения клиента.

Принципы управления эффективной командой:

  • Прозрачность – люди должны понимать, чего от них хотят.
  • Любовь к работе – если ее нет, то эффективность снижается в разы.
  • Личный пример – можно научить людей на примере других, но только своим примером их можно мотивировать.

Гарантированных рецептов нет. У меня самой возникает вопрос, как свою вовлеченность, любовь к делу, понимание реальности передать дальше? Только по цепочке, поэтапно.

Предоставляйте работникам право выбора

Во время работы в Ostin мы пережили и аннексию Крыма, и начало военных действий на Донбассе. Это печальные моменты как в истории страны, так и в истории каждого бизнеса. Но мы не вели бизнес на этих территориях, закрыли там отделения и поспособствовали релокации тех людей, которые этого хотели. Здесь важен сознательный выбор каждого человека – нужно создать ему условия для переезда, а оставаться ему или нет, это его решение.

Создавайте возможности из ограничений

Watson’s работает в стопроцентном легальном поле, и по уровню декларируемой заработной платы нам сложно конкурировать с компаниями, которые так не работают. Но каждый наш сотрудник, придя в компанию, принимает осознанное решение платить налоги, работать в компании с высокой социальной ответственностью, работать абсолютно официально и быть уверенным в стабильности завтрашнего дня. Это в том случае, если он хочет это не только декларировать, а быть реально причастным. Компания, со своей стороны, предлагает сильные позиции с точки зрения социальных гарантий и социальной обеспеченности. Мы – крупная международная компания, которая может стать первым профессиональным рабочим местом, дать возможность горизонтального и вертикального развития и получения международного опыта в ритейле.

У нас очень много сотрудников, которые в данный момент являются студентами. Поэтому мы внедрили программу частичной занятости, и наша цель – добиться порядка 40% доли part time в штатной структуре. Это абсолютно меняет принципы адаптации, подготовки, управления и контроля. Эти люди приходят на другой период – не на год, не на два, на более короткий срок. А компания настолько большая, процедуры настолько системные, что мы не можем быть инертными. И мы меняемся. Эта совместная трансформация позволяет нам привлекать новых людей для реализации нашей задачи быть лидером рынка, любимым ежедневным местом покупки товаров здоровья, красоты и ухода за домом.

Предоставляйте равные условия работы без потери эффективности

Мы однозначно живем в патриархальном обществе, где на работающую женщину смотрят не то, чтобы с осуждением, но без готовности адекватно оценить ее эффективность в этих условиях.

Маленьким я считаю ребенка до трех лет. У нас отсутствует институт качественных детских садов и яслей. Если говорить о возможностях, то стоимость няни эквивалентна средней зарплате женского труда на рынке, и женщине приходится выбирать между социальной адаптацией и оплатой няни. Возникает вопрос: зачем ходить на работу, чтобы весь доход отдавать няне?

Я как руководитель своим сотрудникам обеспечиваю равные условия. «У меня» все рожают, уходят в декрет и выходят из него быстро. Сотрудницам, которые не могут выйти в офис, по возможности предоставляется возможность удаленно работать. Но все это в рамках эффективности и сохранения целесообразности бизнеса.

Беседовала Галина Ковальчук. Фото: Алена Владыко

— Читайте также: Лера Бородина: «Бояться неудач – то же самое, что бояться удач, бояться провалов – то же самое, что бояться достижений»

Мы в Facebook