Выжить в диджитале: Анна Ткаченко о пяти врагах цифровой трансформации

Почему хорошие компании плохо представляют себе, что такое революция 4.0

В условиях четвертой промышленной революции прогрессивным компаниям не избежать цифровых трансформаций. И тот, кто этого не понимает сейчас, через пару лет (если не раньше) окажется на «кладбище» забытых и закрытых компаний. Анна Ткаченко, директор диджитал-направления 1+1 media, на Наверняка DGTL Марафон #2, рассказала, на какие проблемы стоит обратить внимание уже сейчас, чтобы все-таки избежать этой части.

Сегодня все говорят о революции 4.0, о диджитал-трансформации, которую переживает мир, и, которая, как ожидается, продлится до 2050 года — до того момента, когда искусственный интеллект победит человечество. Но диджитал-трансформация — это не просто этап, во время которого компаниям нужно как-то выжить. Те бизнесы, которые адаптируются к изменениям, впоследствии станут мировыми лидерами. Как, например, компания Netflix в 1997 году занималась доставкой DVD-дисков по почте (сегодня Netflix — одна из крупнейших американских компаний, которая известна как поставщик, а теперь еще и создатель фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа, — прим.ред.). И цифровой трансформации никому не избежать, это обязательно рано или поздно произойдет со всеми нами. Но есть ряд проблем, которые мешают компаниям принять этот факт. О пяти из них сейчас расскажу.

1. Недостаточная поддержка со стороны менеджмента

Хорошо, когда ваш топ-менеджер продвинутый и digital addicted, но, как правило, в крупной корпорации это не так, особенно, если кажется, что дела идут хорошо и ситуация не катастрофическая. И простому SMM-менеджеру, к примеру, сложно отстаивать свою позицию. Поэтому важно, чтобы в топ-менеджменте был человек (имеющий одинаковый вес в принятии решений наряду с маркетинг-директором или финансовым директором), у которого был бы фокус на диджитал.

2. Отсутствие четкого видения и конкретных целей

Часто компании хотят амбициозную и долгосрочную стратегию, при этом почему-то воспринимают ее как проект, у которого есть срок окончания — «ровно через два года мы с вами будем трансформированной диджитал-компанией». Моя первая рекомендация — выстраивайте четкое видение, зачем вам все это нужно и не запускайте диджитал-трансформацию просто ради тренда. Вторая — поймите, что эти изменения — это постоянный процесс, а не проект, при этом помните, что он должен быть очень гибким. Поэтому не рисуйте каких-то глобальных планов, а ставьте конкретные цели и двигайтесь короткими, но быстрыми шагами.

3. Закостенелая бизнес-модель

Из-за неспособности меняться 88% компаний из Fortune, работавших с 1955-го года, на сегодняшний день не существуют. Они просто не смогли перестроиться. Яркий пример — история компании Toys «R» Us. На протяжении нескольких десятилетий это была самая успешная сеть детских игрушек. В нужный момент они не придали должного значения ecommerce и просто подписали контракт с компанией Amazon, которая, согласно договору получала эксклюзивное право на продажу их игрушек. Спустя какое-то время Amazon завел их конкурентов, а Toys «R» Us объявила о закрытии.

4. Одержимость технологиями и игнорирование потребностей клиента

Нужно понимать, кто ваш клиент, какая у него боль и главное — снимать ее. При этом важно учитывать, что сегодня люди хотят все сразу — здесь и сейчас. Blockbuster (компания, занимавшаяся прокатом DVD-дисков, — прим.ред.) проиграла Netflix, в том числе потому, что не отнеслась серьезно к инновациям конкурента. Сервис Blockbuster находился в 10 минутах пешей доступности, а Netflix предоставляли удобную, простую и быструю услугу. А что касается об одержимости технологиями, нужно понимать, что нельзя внедрять технологии ради технологий. Они должны отвечать потребностям и вызовам вашего бизнеса. При этом, если вы внедряете новый процесс, не забывайте уничтожать старые.

5. Нехватка диджитал-лидеров

Сейчас начинается массовый хантинг на диджитал-лидеров трех типов. Первый — диджитал-инвесторы — люди, способные спонсировать инновации в компании (как правило, это топ-менеджеры в компании, которые наделены такими полномочиями и имеют желание это внедрять). Второй — диджитал-пионеры — линейные менеджеры, которые будут непосредственно внедрять новые процессы. Третий — диджитал-реформеры — конкретные люди, которые способны комплексно внедрять реформы в вашей компании и могут вести за собой остальных.

Еще один тренд, набирающий обороты, — диджитал-интеллект, на который все больше и больше компаний обращают внимание при приеме людей на работу. Такой интеллект состоит из трех основных элементов. Первый — диджитал-мышление, то есть способность искать и обрабатывать информацию в диджитал. Второй — диджитал-коммуникация, ведь каждый из нас сегодня своим присутствием в соцмедиа влияет на то, что происходит. И умение людям в компании влиять на ее судьбу через соцмедиа — это must в наше время. И третий — непрерывное диджитал-развитие. Потому что в диджитале вообще нет понятия «остановись и отдохни».

— Читайте также: Startup skills: 7 онлайн-курсів для підприємців