Этот кризис – четвертый на моей рабочей памяти. И как каждый из них не повторяет предыдущий, так и компании упоенно ступают на те же грабли, надеясь, что ничего не изменилось. А изменилось очень многое и удержаться на плаву поможет антикризисный сторителлинг.
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.uaДекларация ценностей
В некоторых компаниях в последние годы задекларированной ценностью были персонал или команда. Подчеркну – задекларированной. В «сытые времена» эта ценность даже поддерживалась некими конкурсами, корпоративами, подарками и прочими благами. Иногда — коммуникацией, чаще стандартизированной и формальной: поздравления ко дню рождения, с профессиональным праздником или юбилеем работы в компании. Все шло своим чередом, пока внезапно не наступил карантинный кризис. И выяснилось, что ценности остались на стенах офиса и флагах на ресепшене. И пока руководство спасает компанию, ему не до людей.
Сейчас я вижу, что в части компаний коммуникация идет в том же стиле и на том же уровне: пресс-релизы, новости в «докризисном стиле», общие интервью с руководством. Хорошо, если такая стилистика соответствует реальному положению дел, если в компании нет никаких негативных изменений, и все действительно идет как идет. Впрочем, иногда уцелевшие пиарщики пытаются спасать реноме компании, хотя в соцсетях и на сайтах с отзывами ситуация изнутри видится совсем по-иному.
Особенности нового кризиса
Чем нынешний кризис не похож на иные? Изоляцией. Людей заперли в четырех стенах и неизвестно что хуже: когда семья пытается работать-учиться в однокомнатной квартире, или когда экстраверт, привыкший только ночевать по месту жительства, теперь там «кукует» в режиме 24/7, сходя с ума от одиночества. И примеров коммуникации с удаленным сотрудниками, которые можно привести как образец для подражания не так уж много. И среди руководителей, умеющих хотя бы руководить удаленно, не говоря уж про вдохновлять – не каждый первый и не каждый второй. Поэтому некоторые удаленные сотрудники пытаются «уходить в работу», иногда даже не понимая, в какое профессиональное выгорание досрочно себя вгоняют. Некоторые пытаются прокачать скиллы или просто найти новые смыслы в жизни. И, если текущий работодатель далек, отстранен и формален, есть большая вероятность того, что новые смыслы работник будет искать не у него.
Останні новини
- WoMo-каталог прикрас: нові колекції ювелірних виробів від українських брендів
- Афіша тижня: що подивитися, послухати та куди сходити 22-28 квітня
- Фільм «Западня» скоро вийде в український прокат: дата прем’єри, трейлер, сюжет
- На Міжнародному форумі PRNext’24 оголосили переможців Національного рейтингу «Репутаційні АКТИВісти»
- Премія Георгія Ґонґадзе: оприлюднили короткий список номінантів на здобуття відзнаки за 2024 рік Новости на главной
Итак, формальная коммуникация больше не работает. Людям не нужны гулкие лозунги, пока рушатся ценности, которые не подкрепляются поступками руководства. Людям не нужны лидеры, использующие их как ресурс, а иногда как расходный материал. Людям нужна понятная и честная коммуникация. Сегодня она называется сторителлинг.
Сторителлинг
Почему сторителлинг? Потому что это вековой метод передачи информации, к которому наш мозг восприимчив гораздо лучше, чем к абстрактным лозунгам или сухим цифрам. Или к рекламным текстам и штампованным новостям. Через сторителлинг можно передавать модели поведения, обмениваться эмоциями, вовлекать и поддерживать. Именно это и нужно людям в кризис: чтобы их поняли, услышали и поддержали.
Не секрет, что в кризис компании проходят сложный период, не всегда комфортный для персонала. И из трех путей: промолчать — пусть все идет как идет, изложить положение дел деловым канцеляритом или вовлечь в изменения, компании предпочитают первые два. Конечно, в тактической перспективе они более выгодные. Промолчишь – авось, никто и не узнает о провалах и просчетах. Изложить все по-канцелярски – и мало кто дочитает до конца, где мелким шрифтом изложено самое важное. С вовлечением все гораздо сложнее: нужно разрабатывать несколько вариантов, учитывать индивидуальности сотрудников, быть всегда на связи и иногда отдавать больше, чем получается взять. Ну, по крайней мере, чем здесь и сейчас. С такой арифметикой мы как-то упускаем из виду, что такие «долги» и являются самой крепкой связью с компанией для сотрудников.
В своей книге «Лидеры едят последними» Саймон Синек пишет: » …целью лидеров должно быть формирование культуры, в которой бы отсутствовал страх друг перед другом. И этого можно достичь при помощи чувства принадлежности, предложив людям мощную культуру, основанную на определенном наборе человеческих ценностей и убеждений, дав им возможность принимать решения, предложив им доверие и симпатию, построив вокруг них «круг безопасности». … Лишь тогда, когда мы чувствуем себя в «кругу безопасности» мы начинаем работать вместе, как единая команда, более живучая и готовая развиваться, несмотря на внешние условия».
Как построить культуру принадлежности
Культуру принадлежности и доверия не построишь, ходя строем и выкрикивая лозунги. Доверие строится на открытости и честности, сформировать и передать которые может сторителлинг. Всего один пример: компания рассказывает сотрудникам историю о былых временах, формируя образ прошлого. Это могут быть истории успехов, забавные случаи или героические поступки. Просто, без «вишенок на торте». А дальше следует рассказ о грядущем будущем (его вариантах) с учетом особенностей восприятия разных целевых аудиторий сотрудников. И рассказ о том, как это повлияет и отразится, чем может помочь сам сотрудник, что от него ожидается — иногда в формате обсуждения, иногда в формате обратной связи. Чтобы сотрудник понял, что он ценен для компании, что он «в команде», его мнение принимают во внимание, а со страхами и трудностями будут бороться вместе. И достигать успеха – тоже вместе.
Кстати, по данным американских исследователей, работа является одним из четырех факторов, составляющих счастье. Центральное место в создании чувства цели в жизни занимают продуктивные действия. При этом важно понимать, что работу делает значимой не ее содержание, а чувство того, что вы зарабатываете свой успех и служите другим. И только благодаря осознанию того, что в нынешней работе делает сотрудника счастливым и может продолжать осчастливливать его дальше, компании можно менее болезненно внедрять перемены, которые мало кто любит. И историями успехов коллег в аналогичных или похожих ситуациях можно не только поддерживать бодрость духа, но и формировать нужное поведение, вдохновляя именно на тот порядок действий, который позволит и компании достичь нужного результата, и сотруднику реализовать себя в новых условиях с минимальным дискомфортом.
Незаменимых нет?
Еще один важный нюанс – сотрудники либо являются адвокатами своей компании при взаимодействии с окружающими миром, либо переходят в ранг прокуроров. Как правило, большая часть таких переходов «на темную сторону» происходит в кризис, когда компания в одностороннем порядке начинает менять правила игры. Сотрудники чувствуют себя преданными и обвиняют работодателя в двуличности и лживости, в несоответствии деклараций и реальных действий. Часто их чувства выплескиваются вовне, уведомляя о случившемся клиентов и партнеров. А потом клиенты и партнеры голосуют кошельками против таких несправедливостей – ведь и с ними компания может поступить точно так же.
Поэтому на сторителлинг силы и время тратить важно и нужно. Нужно удерживать и поддерживать тех, кто с вами, привлекать тех, кто вам может понадобиться. Не стоит обольщаться тем, что в кризис рынок труда становится рынком работодателя – и в случае ухода нынешних «незаменимых» с улицы ринутся толпы таких же, но за полцены. Самые незаменимые терпеливо переждут кризис, чтоб найти себе нового работодателя – того, который в кризис проявил себя самым достойным образом. Ведь адекватную зарплату они могут получать во многих местах. Теперь они выбирают «круг безопасности» и лидера, который поведет их дальше. И не всегда это будет текущий работодатель. А как вы думаете: кого выберут после кризиса ваши сотрудники?
Онлайн-тренинг от ЕВА: «Бізнес-сторітеллінг: як переконувати історіями«