Ассертивность на работе: Как быть тверже без агрессии

Говорить так, чтобы вас услышали

16.01.2020

Вас не слушают, не выполняют ваших просьб и вообще ни во что не ставят? Вероятно, вам не хватает ассертивности: умения твердо высказать свои пожелания и настоять на их выполнении или признании другой стороной. Рассказываем, как прокачать ассертивность.

Ассертивность и агрессия

Люди часто путают ассертивность и агрессию. Некоторые думают, что нужно быть жестким, нахрапистым или даже наглым. Ни в коем случае!

Ассертивность основана на равновесии. Вы четко и уверенно высказываете свое мнение или требование, при этом уважая также нужды, желания и интересы других людей и проявляя эмпатию.

Агрессия основана на желании победить любой ценой. Вы “гнете свою линию”, не обращая внимания на нужды, чувства, желания других. Агрессия — это про эгоизм. Вы берете свое, часто даже не спрашивая разрешения.

Например, начальник приносит вам на стол стопку бумаг и требует сделать все до того, как вы уйдете в отпуск. А в отпуск вы идете уже завтра. В этом случае, начальник ведет себя агрессивно: ему надо, чтоб работа была сделана, при этом ясно, что за сегодня вы никак не управитесь. Ваше желание и право спокойно отдохнуть босс игнорирует (подумаешь, поработаете в отпуске). Когда вы говорите, что сделаете все, но уже после отпуска (без раздражения в голосе) — вы признаете необходимость того, чтобы работа была сделана (желание и нужды босса), но и отстаиваете собственное право на отпуск.

Зачем быть ассертивным?

1. Ассертивность помогает стать более уверенным в себе, потому что вы понимаете, кто вы и ценность того, что предлагаете.

2. Ассертивность помогает быть лучшим руководителем и менеджером: вы добиваетесь от людей выполнения задач, относясь к ним с уважением и в свою очередь, вас тоже уважают. Так строится продуктивная работа.

3. Ассертивность помогает найти обоюдовыгодные решения. Вы понимаете ценность предложений другого человека и быстрее находите с ним общий язык.

4. Вы становитесь менее подвержены тревожности и стрессу. Если дела идут не так, как вы планировали, вы больше не чувствуете себя жертвой.

Если вы тяготеете больше к пассивной или агрессивной позиции, есть несколько рекомендаций, которые помогут вам развить здоровую ассертивность.

Уважайте себя и свои права

Научитесь понимать себя и свою ценность для вашей команды или организации. Это поможет вам осознать, что вы достойны уважительного отношения, вы приобретете уверенность, нужную для отстаивания ваших прав и защиты границ. При этом важно не переборщить с чувством собственной важности. Ваши права и мечты так же важны, как права и мечты других людей.

Озвучивайте ваши нужды и желания уверенно

Для того, чтобы раскрыть полностью ваш потенциал, вам нужно быть уверенными, что ваши нужды и желания поняты. Не ждите, что люди будут их угадывать. Берите на себя инициативы и определяйте сами, чего вы хотите сейчас, затем определите цели, чтобы добиться желаемого. Когда вы сами поняли, что необходимо для достижения ваших целей, выскажите вашему начальству или коллегам ясно, спокойно и четко ваши пожелания о том, что они могут сделать, чтобы помочь вам их достичь. Если в данный момент это невозможно, вежливо попросите вернуться к этому обсуждению позже. Постарайтесь сформулировать ваши требования так, чтобы не нужно было жертвовать нуждами других людей. Помните, что вы хотите помощи, а если вы будете требовать агрессивно, то рискуете испортить ваши отношения.

Признайте, что не можете контролировать поведение других

Не берите на себя ответственность за реакцию других людей на ваши пожелания. Если в ответ на них кто-то реагирует агрессивно, старайтесь не отвечать тем же. Помните, что контролировать вы можете только себя. Поэтому оставайтесь спокойными. Если вы проявляете уважение и не игнорируете нужды других, то имеете право можете сказать или сделать то, что вам нужно.

Будьте позитивны и конструктивны

Важно высказать то, что думаете, даже если вопрос трудный или неприятный. Главное сделать это в позитивном ключе. Не бойтесь конфронтации с людьми, которые ущемляют ваши права или игнорируют ваши нужды. Вы также имеете право рассердиться, но помните, что вы должны контролировать свои эмоции и всегда вести себя уважительно.

Будьте открыты для критики и похвалы

Принимайте положительный и негативный фидбек с достоинством. Если вы согласны с критическими замечаниями, будьте готовы признать это без раздражения.

Научитесь говорить «нет»

Если вы не привыкли говорить «нет», то вам придется этому научиться, чтобы стать ассертивными. Для этого вы должны четко знать свои возможности и границы. Это поможет вам эффективнее управляться с заданиями. Помните, что вы вряд ли в состоянии сделать все на свете и удовлетворить всех и каждого. Важно отстоять свое время и свою рабочую нагрузку, говоря “нет”, когда это необходимо. Если вам приходится отказывать, постарайтесь все же найти обоюдовыгодное решение.

Пользуйтесь ассертивными техниками общения

Существует много простых, но эффективных коммуникационных техник.

«Я» — сообщения

Говорите “я хочу”, “я чувствую”, “мне нужно” и высказывайте ваше мнение твердо. Например: “Я думаю, что нам необходимо привлечь третью сторону, чтобы достичь соглашения”.

Эмпатия

Всегда старайтесь понять другую точку зрения. Когда она вам становится ясна, выскажите то, что вам нужно от другого человека. Например: “Я понимаю, что тебе нелегко работать с этим коллегой, но проект необходимо сдать к пятнице. Давайте вместе сядем и выработаем план”.

Настойчивость

Если вашу первую попытку утвердить свое требование проигнорировали или не приняли, есть смысл настаивать. Это значит, повторить ее тверже (все так же вежливо и уважительно). При этом можно добавить, что вы будете делать дальше, если не получите желаемой реакции. Например: “Я третий раз на этой неделе прошу вас не опаздывать. Если это случится еще раз, мне придется прибегнуть к дисциплинарным мерам”. Помните, что и это может не возыметь должного эффекта. Тогда подумайте, как действовать формально: организовать собрание, поговорить с эйчаром или начальником.

Отсрочка

Иногда лучше ничего не говорить. В этот момент вы можете быть на эмоциях или пока не знать, нужно ли вам то, о чем просят. Тогда будьте честными: скажите, что вам нужно некоторое время, чтобы сформулировать свое мнение. Например: “Ваша просьба застала меня врасплох. Я вернусь к вопросу через полчаса”.

Выбор слов

Постарайтесь выбирать слова: они должны конкретизировать ваше мнение и выражать эмпатию. Это поможет сформулировать мысль четко и не “послащивать” ее, чтобы другой человек не интерпретировал их неправильно.
Используйте “буду” вместо “мог бы”, “хочу” вместо “мне нужно” и “выбираю” вместо “мне приходится”. Например: “Я иду в отпуск на следующей неделе, поэтому необходимо определить, кто возьмет на себя мой участок работы”.

Поставьте на повтор

Заранее подготовьте фразу, которую хотите донести до собеседника. Например, вы не можете взять дополнительную работу. Скажите прямо: “Я сейчас не могу брать другие проекты”. Если человек игнорирует это, продолжайте повторять то, что уже сказали, слово в слово и не сдавайтесь. Так человек поймет, что вы действительно имеете в виду то, что говорите. Например, коллега говорит: “Я хочу, чтобы ты взял проект коллеги в работу”. Вы говорите: “Я сейчас не могу брать другие проекты”. Вам отвечают: “Я доплачу за эту работу”. Вы повторяете: “Я сейчас не могу брать другие проекты”. Собеседник настаивает: “Нет, серьезно, это очень важно. Начальник требует, чтобы проект был готов как можно скорее”. Ваш ответ: “Я сейчас не могу брать другие проекты”. Человек пробует еще: “Ну выручи, окажи личную услугу!” Ответ: “Извини, я очень ценю наши отношения, но я просто сейчас не могу брать другие проекты”. Тем не менее, будьте осторожны с этой техникой. Если вы ее используете для того, чтобы защититься от эксплуатации, то она правильная. Но использовать ее, чтобы принудить человека действовать против его интересов, — это манипуляция.

Схема разговора

Часто может быть сложно выразить свою позицию экспромтом. Тогда попробуйте подготовиться заранее используя пункты, которы описывают следующее:

  1. Событие. Скажите собеседнику, как именно вы видите ситуацию или проблему. “Стоимость производства в этом месяце выросла на 23% по сравнению с прошлым периодом. Вы не предупредили меня об этом и это стало для меня неожиданностью”.
  2. Ваши чувства. Опишите, что вы чувствуете в связи со сложившейся ситуацией и говорите открыто об эмоциях. “Меня это расстраивает и заставляет думать, что вы не понимаете, насколько важен финансовый контроль в этой компании”.
  3. Ваши нужды. Скажите человеку, что именно вы хотите от него. “Мне нужно, чтобы вы были честны со мной и говорили мне вовремя, в случае превышения бюджета”.
  4. Последствия. Опишите положительный результат от выполнения ваших требований для собеседника и для компании. “Если вы будете впредь делать, как я прошу, нам удастся оптимизировать расходы, а вам — получить хороший годовой бонус”.

 

Источник: mindtools.com