Больше, чем IQ: От чего зависит наш эмоциональный интеллект и как его прокачать

Идеальная формула общения

05.04.2016

Жизнь показывает, что далеко не все те, кто отлично учился в школе и получил несколько образований после школы, отлично адаптированы в жизни и прекрасно умеют ладить с людьми и с собой. В городе, где я родилась и долго жила, многие знали мужчину, который продавал средство от мышей, крыс и тараканов. Ежедневно он монотонно повторял, стоя на одном месте: «От мышей, крыс и тараканов! От мышей, крыс и тараканов!». Произносить такую фразу и заниматься таким видом продаж много ума вроде как и не надо. А однажды я случайно узнала от его одноклассницы, успешной женщины, что в школе он был круглым отличником и побеждал чуть ли не во всех олимпиадах, в то время как она училась довольно посредственно. И это не единичный случай, когда двоечники и троечники становятся более успешными и более адаптированными в жизни.
Вместе с тем, бывает и так, что, например, женщина стала успешной, несмотря на качество и количество своего образования, и фирму свою открыла и персонал большой набрала, и к цели намеченной уверенно ведет свою команду, только вот что-то происходит не так: и персонал часто меняется, и цель большая видна, а вот промежуточные цели часто меняются, или с большим трудом достигаются, и деньги есть, а счастья нет. В чем же тут может быть «собака зарыта»?

Фактор 1. Ориентирование на результат и на процесс

Если руководитель четко видит цель, к которой ведет свою команду, но не замечает и не чувствует того, что происходит с конкретными людьми в его команде, то мы можем говорить о том, что это руководитель, который ориентирован на результат. Если вдруг вы узнали в этой роли себя, то есть, как минимум, два пути решения: научиться видеть не только цель, но и то, что происходит в процессе достижения этой цели, стать более чувствительным к людям, вместе с которыми вы достигаете важного для вас результата; либо нанять работника или найти компаньона, который возможно не так целеустремлен, как вы, но зато более гибок, внимателен и чувствителен, умеет найти общий язык с людьми и разрядить обстановку, дабы по дороге к цели не растерять тех, кто к этой цели шел.

Фактор 2. Ориентирование на Я, Ты, Мы и Цель

Если мы в каком-то деле или контакте зацикливаемся на себе и при этом теряем из виду своего собеседника, либо людей, с которыми взаимодействуем, либо цель, к которой идем, то этот дисбаланс рано или поздно будет ощутим и лично нами, и другими людьми. Если же мы, идя к цели и общаясь с другими людьми, теряем себя, не чувствуем своего тела, своих желаний и потребностей, то есть большой риск выгорания и личного неудовлетворения, что опять же мало доставит радости не только себе, но и окружающим. И только умея слушать себя и видеть перед собой цель, к которой мы движемся творчески и уверенно, мы можем быть в гармонии с собой, со своим окружением и с миром.

Фактор 3. Мировоззрение+интеллект

У человека, с которым мы знакомимся впервые либо же давно взаимодействуем, может преобладать тот или иной вид интеллекта, и только в контакте с ним и в зависимости от нашего мировоззрения и интеллекта, мы можем увидеть, услышать и почувствовать, насколько он умен или глуп, насколько он эрудирован или эмоционально компетентен, насколько он знает себя (свое тело, свои желания, потребности, мотивы, цели) и умеет справляться с собой (своими эмоциями, внутренними состояниями, побуждениями), и насколько он умеет строить и быть в отношениях с другими людьми, проявлять эмпатию и идти вместе к намеченной цели.

Фактор 4. Все мы родом из детства

Важно понимать, что то, каким человек предстал перед нами в значительной степени зависит от того, что с ним происходило в прошлом. Учитывая все вышеперечисленные пункты, нам следует осознавать, что и ориентации, и виды интеллекта сформировались в тех или иных обстоятельствах в зависимости от типа нашей нервной системы, традиционных стилей воспитания и других важных факторов. Например, то, что многим людям сложно распознавать свои эмоции и эмоции других людей, может быть напрямую связано с тем, что в мире расцвет теории эмоционального интеллекта пришелся на 1980-е и 1990-е, а к нам он только сейчас добирается.

Развивать свой эмоциональный интеллект можно по-разному:

— можно просто в процессе наблюдения за собой, другими людьми и взаимодействием между вами делать определенные выводы и вносить коррективы в свое поведение;
— можно читать специальную литературу или смотреть научные и художественные фильмы, узнавая что-то новое об эмоциях с разных точек зрения и при этом, осознавая свои слабые места, их корректировать;
— можно поучаствовать в тренингах либо психотерапевтических группах, в которых специалисты и другие участники помогут вам научиться справляться со своими эмоциями и проявлять эмпатию по отношению к чувствам других людей;
— можно решиться на личную психотерапию, в процессе которой вы в безопасной обстановке, в контакте с психотерапевтом и при его профессиональной помощи и поддержке сможете открыть для себя — себя и мир другого человека, ведь самый эффективный способ самопознания и познания своих эмоций происходит именно во взаимодействии с другим человеком.

— Читайте также: Улыбаемся и машем: Путеводитель по умным дурам