Что кроется за неприятием современных методов образования?

Дети сопротивляются общепринятым образовательным нормам не просто так

circle (55)Наталия Чуб, практикующий психолог, психолог высшей категории, консультант «HoopoeGames»

По интернету гуляет интервью со школьником, который критикует современные подходы в образовании. Подросток четко и смело говорит о том, почему ему скучно на уроках, почему он сам занимается своим образованием и что нужно делать учителям, чтобы дети даже не учились, а просто услышали их.

«Я понимаю, что не хочу ходить в школу. Я не вижу смысла просиживать сотни часов на химии или биологии только для того, чтобы получить сомнительный критерий моих знаний — оценку.

И не надо рассказывать мне про некую «базу». Ценят практиков, а не теоретиков. Еще один аргумент: «без школы ты будешь целыми днями ничего не делать». Но выходит наоборот: как раз в школе я ничего не делаю, а вот вне — делаю то, что интересно и чем самому хочется заниматься» — вот что говорит старшеклассник, «отбарабанив» практически все 11 лет в школе.

Вот вам и ответ на вопрос, отчего стала давать сбои современная система образования. Потому, что даже дети понимают, как много в ней бессмысленного и ненужного, устаревшего и  неработающего. Но, прежде всего, она не учитывает, что ребенок, которого  мы пытаемся обучить, стал другим.

Ребенок изменился

Что слышно обычно от учителей в адрес учеников?

  • Не хочет учиться!
  • Невнимательный!
  • Плохо запоминает!
  • Нет интересов.

А как это можно перевести на «другой язык»?

Ребенок не хочет воспринимать информацию, которая ему неинтересна. Он не видит для себя смысла в запоминании ненужной ему информации. Он не хочет слышать это в той форме, в которой она ему подается. И, как следствие, плохо запоминает услышанное, отвлекается на уроке, не делает скучное домашнее задание.

Информации стало намного больше, чем ее было двадцать, десять или даже пять лет назад. И ее уже невозможно запоминать так, как раньше. Каналов поступления информации тоже стало больше, как  и способов ее получения. А вот времени у детей стало меньше. Потому, что можно занимать их «всем на свете». Что мы имеем в итоге? Ребенка с абсолютно «клиповым» мышлением, который теряет нить урока через 3-5 минут после его начала. Который постепенно разучивается мыслить, а использует готовые формулы, если хватает сил их выучить.

Конечно, все это раздражает учителей. Ведь иногда кажется, что в некоторых областях ребенок умнее учителя, он оспаривает взрослую точку зрения, тем самым раздвигая рамки и попирая авторитеты.

Школа перестала быть единственным источником информации

Представьте себе ребенка, который легко находит ответ на любой вопрос, забив с строку поисковика нужное слово или фразу. Сколько времени у него на этой уйдет? Пару секунд. Видите, и тут все не так как раньше. Раньше школа, учитель – были едва ли не единственными источниками получения знаний и информации для ребенка. Сегодня перед его глазами – весь интернет со всем обилием и многообразием ЛЮБОЙ информации.

Дети не понимают, зачем им учиться

О том, что дети не хотят учиться, теперь говорят как о чем-то само собой разумеющемся. Почему так происходит? Конечно, взрослые уже давно поняли, что диплом – это вовсе не гарантия высокого заработка. В конце концов, люди успешные и обеспеченные далеко не всегда (а если честно, то редко) хорошо учились в школе. Некоторые вообще ее не закончили, и ничего. Но ведь и дети видят эту тенденцию, слышат ее в словах взрослых. Если бы от сидения в школе и старательности сегодня хоть что-то зависело, вероятно, мотивация у учеников была бы хоть немного выше…

burnham-adhd

То, что давно устарело или почему мы боимся нового

«Ничего, нас так учили, и мы людьми стали!» — рассуждают взрослые, учителя и родители. Почему? Да потому, что расставаться со старыми установками сложно и болезненно. Потому, что новое пугает.  И ребенок, который лучше разбирается в компьютере, уже не столь податлив и послушен, как тот, кто во всем ориентирован на взрослого и признает его авторитет во всем.  С таким ребенком удобно, понятно и предсказуемо. Есть немало продвинутых современных родителей, которые не боятся давать маленькому ребенку отличные технологические новинки, но есть и те, кто изо всех сил держится за свое детство, не думая о том, что у нынешних детей оно уже совсем другое. «Деревянные игрушки, вкладыши и цветные стеклышки  — вот прекрасные игрушки для развития фантазии» — говорит монтессори-педагог, убеждая родителей, что ребенок должен расти без гаджетов, электронных игрушек и прочих девайсов. Но современный мир – это скоростные средства связи, большое и очень активное информационное пространство, возможность перемещаться по миру, общаться с людьми из любого уголка земного шара. И у современных детей есть совершенно новая среда для развития: это и игрушки, и интерактивные программы, и книги, и мультфильмы, и полезные мобильные приложения для детей, те приспособления, которые они могут использовать для своего развития. Но если вы ограничиваете  ребенка с раннего детства, не давая ему пользоваться достижениями прогресса, то рано или поздно он попадет  в ситуацию, когда ему придется погрузиться в незнакомую, враждебную для него среду.

Почему нам нужно менять подход к образованию детей

Да потому, что сами дети просят нас об этом. И еще потому, что прежняя система давно дала сбой и нужно не сетовать на то, что дети не учатся, не слышат, не хотят и не учат.  Но нужно срочно искать новые подходы, способы, приложения, программы, электронные устройства.  Мы должны использовать Интернет с его многообразием возможностей. Предлагать детям такие программы, которые близки их интересам. И если ребенок увлечен компьютерным играми, то не стоит прятать этот компьютер и наказывать ребенка лишением гаджетов. Гораздо эффективнее использовать уже имеющуюся детскую мотивацию и для его обучения. Например, в виде игр-обучалок, интерактивных программ и приложений помощников в воспитании.

-Читайте также: Лилия Гриневич: «Нашим детям нужно образование для жизни, и это главная цель новой украинской школы»