Детская боязнь темноты: причины, пути избавления

Как помочь ребенку справиться со страхом

26752_110644568969157_1618965_n1WoMo расспросил семейного психолога Светлану Ройз о причинах детского страха темноты и действительно эффективных способах победы над ним.

Причины страха темноты

Четыре года — возраст, в котором дети чаще всего ощущают первый страх темноты. Это сложный период, когда ребенок впервые задает вопрос «Откуда я взялся?» и нередко впервые сталкивается с опытом смерти: бабушек, дедушек, животных. Эта тема всплывает вокруг и совпадает с фазой активного развития фантазийной сферы.

Малышу может становиться страшно видеть то, что за его закрытыми глазками. А там темнота. Что получается? Когда малыш закрывает глазки, он остается один на один с собой.

Экзистенциальный опыт остаться наедине с собой нелегок даже для многих взрослых, что уж говорить о ребенке.

Что нужно знать о страхе

1. Страхи бывают дневными и ночными, природными и социальными, приобретенными и наследственными. И если вы боялись темноты в своем детстве, то у ребенка больше предпосылок «подхватить» от вас этот страх.

2. Согласно серии возрастных, естественных страхов, возникновение страха темноты примерно в четырехлетнем возрасте — нормальный процесс.

3. Страхи темноты, высоты, замкнутых пространств, одиночества, глубины — это разные проекции одного и того же страха, который связан с родовым стрессом. На разных этапах взросления и при наличии катализаторов он выходит на поверхность. То есть страх застрять в лифте — это точно такой же страх, как и боязнь остаться в темной комнате. В целом страх связан с разными фазами течения родов. Мы понимаем, что это нормально. Но у нас есть возможность помочь ребенку трансформировать страх.

Важно: когда ребенок говорит «Я боюсь темноты» или «У меня под кроватью живет монстр», бесполезно утверждать, что там ничего нет. Если малыш уже озвучил данный факт, это значит, он присутствует в его реальности и является для него правдивым.

Соответственно, мы к любому озвученному объекту относимся, как к реально существующему.

Нельзя:

—  подвергать слова малыша сомнению. Самый большой страх каждого ребенка — рассказать о своем страхе и быть высмеянным;

— побеждать страх полным погружением в него. Не забывайте, что в темноте обостряется восприятие по всем рецепторам. И поэтому, если, к примеру, находясь в полной темноте испуганный ребенок вдруг услышит какой-то странный звук, это может обернуться не только стрессом, но и травмой;

— допускать превращения страха во вторичную выгоду. У любого страха, как и у болезни, может быть вторичная выгода. Пример: если мне страшно, то я посплю с родителями. Сколько? Пока не пройдет!

Благодаря страху можно долго чего-то избегать. Поэтому какое-то время мы ребенка сопровождаем в страхе, потом учим его обходиться со страхом, а потом сопровождаем, но даем возможность ребенку противостоять этому страху.

Способы преодоления страха темноты

Работу со страхом превращаем в игру. Наша цель — познакомить малыша с темнотой и сделать ее безопасной.

— Мы можем играть в «остров сокровищ», когда прячем в темной комнате что-то и ребенок с фонариком это ищет.

— Можно забегать на пару секунд в темную комнату и обратно, подобно контрастному душу.

— Мы можем устраивать игры-сюрпризы на тот же Хэллоуин, например. Но там должны быть или фонарики, или лампочки на налобных повязках. Почему — читайте второй пункт в запретах выше.

— Играя с ребенком, рассказываем о том, что мы тоже когда-то боялись страха. Создаем метафору: можно представить себя растением, корни которого в темноте под землей, но верхушка на поверхности. Или превращаемся в корнеплод, который крепнет под землей в темноте.

— Можно представить путешественников, которые едут по туннелям и потом выходят на свет. Главный месседж — в конце будет свет!

— Превращаться в луну, когда темно. Или симпатичные ребенку хэллоуинские атрибуты трансформировать в защитников от страшных снов и темноты.

– Делать «ночных животных» — летучих мышей или сов. Если ребенок сделает такую фигурку сам или вместе с родителями, он может назвать ее своим персональным хранителем. И тогда родители смогут этому хранителю «доверить» малыша.

— Обязательны игры «в прятки», игры с домиками и игры, в которых  ребенок мог почувствовать себя кенгурушкой в сумке у мамы. А также игрушки по типу киндер-сюрпризов.

Напоследок хочу акцентировать внимание родителей на том, что персональные хранители — это очень важно. Ребенка, до того, как он окрепнет, нельзя оставлять один на один со взрослым миром. Ему нужен посредник-проводник. Им вполне может быть воображаемый герой или мягкая игрушка, которая становится таким героем. Отличный пример: Карлсон и Малыш.

Мы в Facebook