5 декабря – День рождения Уолта Диснея, человека, важность которого в мировой популярной культуре сложно переоценить. В частности потому, что, как и куклы Барби, диснеевские мультяшные принцессы формировали и формируют мировоззрение, модели поведения и идеалы красоты у девочек по всему миру. В компании Disney о влиянии Белоснежки, Русалочки и Эльзы на умы девочек прекрасно осведомлены, поэтому был сформирован список канонических принцесс «Диснея». Сюда вошли 11 героинь из полнометражных мультфильмов, объединенные по формальному признаку: они сами должны быть королевской крови либо присоединиться к королевскому роду через брак. Самая молодая из диснеевских принцесс, «снежная королева» Эльза пока не входит в официальный список, однако ее образ отлично иллюстрирует тот длинный путь, который прошли американские аниматоры.
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.uaБелоснежка
Год рождения: 1937
Внешность: «Волосы черны, как ночь, губы красные, как роза, кожа белая, как снег». Но изначально предполагалась быть блондинкой.
Цель в жизни: Видеть в людях только добро и стать всем другом.
Активность: Белоснежку часто критикуют за антифеминизм и пассивность – она живет у гномов, занимается преимущественно уборкой и готовкой и ждет прекрасного принца, который спасет ее от злой мачехи.
Останні новини
- Кожен чоловік хоче відчувати себе потрібним, бажаним та очікуваним вдома: лауреат Шевченківської премії Дмитро Лазуткін про жіночі тригери, які впливають на бойовий дух ЗСУ
- Рецепт печива «лапки зайчика»
- Нова суперсила українців — резильєнтність
- Навіть посеред війни розцвітають квіти: нова колаборація SOVA x FROLOV
- Українські мотиви у весняних колекціях: одяг, аксесуари, посуд Новости на главной
Золушка
Год рождения: 1950
Внешность: У Шарля Перро «Золушка добра душой и прекрасна лицом». У Диснея она стала блондинкой, хотя предполагалась быть рыжей.
Цель в жизни: Быть доброй и храброй.
Активность: Золушка занимается черной домашней работой, обшивает мачеху и сводных сестер и мечтает о прекрасном принце, хотя ведет себя активнее, чем Белоснежка, действуя под прессингом злобной мачехи.
Спящая красавица
Год рождения: 1959
Внешность: «Волосы, как солнечный свет, и губы, что посрамят красную розу»
Цель в жизни: Ждать чуда, которое ее пробудит.
Активность: Спящая Красавица или принцесса Аврора активна лишь полчаса, все остальное время она спит, ее часто критикуют за то, что она служит привлекательной целью, чтобы завлечь принца. В то же время «Спящая Красавица» — это первый мультфильм, в котором по настоянию Уолта Диснея движения героев прорисованы естественно, с основой на человеческих.
Русалочка
Год рождения: 1989
Внешность: огненно-рыжие волосы, зеленый хвост и сиреневый лиф.
Цель в жизни: Исследовать новые миры.
Активность: Русалочка Ариэль более прогрессивна и независима, чем старшие принцессы – она решается на опасную операцию по смене хвоста, хоть и ради прекрасного принца.
Белль
Год рождения: 1991
Внешность: Вдохновлена Кэтрин Хэпберн.
Цель в жизни: Спасти отца, а затем и освободить чудовище.
Активность: Умная, смелая и волевая дочь изобретателя дала от ворот поворот деревенскому кузнецу, в частности за высказывание «Женщинам не положено читать!». Проявляет свои лучшие качества в приручении чудовища, за что ее называют «самой зрелой, женственной и не такой асексуальной», как прежние принцессы.
Жасмин
Год рождения: 1992
Внешность: Первая диснеевская принцесса с неевропейской внешностью.
Цель в жизни: Выйти замуж за Аладдина.
Активность: Атлетичная, независимая, освобождается от опеки отца и нежеланного жениха. Соблазняет злого колдуна и на равных участвует с Аладдином во всех приключениях.
Покахонтас
Год рождения: 1995
Внешность: Коренная индианка.
Цель в жизни: Спасти свое племя.
Активность: Покахонтас – первая принцесса, наделенная реальной властью, она шаманка, способная слушать духов природы. Она останавливает войну ее племени с англичанами, несмотря на то, что влюбилась в одного из них.
Мулан
Год рождения: 1998
Внешность: Китаянка.
Цель в жизни: Спасти родину.
Активность: Первая диснеевская принцесса-воин, которая переодевается мужчиной, чтобы служить в императорском войске и в битве защищать Китай. Также впервые в Disney принцессу сделали не утонченной, а неловкой и странной, напоминающей юношу.
Принцесса-лягушка
Год рождения: 2009
Внешность: Афроамериканка.
Цель в жизни: Открыть свой ресторан.
Активность: Чтобы добиться мечты, Тиана много работает, и после превращения в лягушку вместе с принцем преодолевает все преграды. Первая принцесса, которая не уехала жить в королевский дворец, а наоборот, принц работает вместе с ней в ресторане.
Рапунцель
Год рождения: 2010
Внешность: Блондинка с 21 метром волос.
Цель в жизни: Освободиться из плена.
Активность: Рапунцель – первая из принцесс, которой суждено стать королевой по рождению, а не через брак. Она выбирает в мужья, кого хочет, ценой волшебных волос уничтожает злую колдунью и возвращается к родителям.
Мерида
Год рождения: 2012
Внешность: Рыжеволосая шотландка.
Цель в жизни: Исправить свою ошибку.
Активность: Принцесса Мерида не любит этикет и вышивание, не хочет замуж, за кого скажут, вместо этого побеждает в мужских состязаниях с луком и мечом. Когда по ее вине королева и принцы превращаются в медведей, она старается исправить ошибку. Первый мультфильм без финального поцелуя влюбленных.
Эльза
Год рождения: 2013
Внешность: ослепительная блондинка, вдохновленная Снежной королевой.
Цель в жизни: Примириться с собой.
Активность: Первая принцесса Диснея, владеющая опасными способностями, сложными характером с тревогой и даже депрессией, которая вообще не думает о прекрасном принце.
Но как изменения сюжета и характеров героев влияют на детское восприятие? И самое главное — понимают ли разницу дети, когда им читают сказку и показывают мультфильм: что запоминается и влияет потом на ребенка – образ из сказки или из мультфильма? На эти вопросы отвечает Вера Романова, психолог, кандидат психологических наук.
Слушание, чтение побуждает нас фантазировать. Такая работа воображения исключительно важна: через эти образы психика и выражает, узнает себя. А когда ребенок смотрит мультфильм, то воспринимает готовые, кем-то созданные образы. Это неплохо, если они сохраняют глубинный смысл. Но часто создатели фильмов адаптируют сказки к «детскому восприятию», упрощая их, «очищая» от страданий и драматизма, – и тем самым лишают их глубины, а ребенка – пространства для воображения. Конечно, речь не о том, чтобы лишать детей мультфильмов. Важно не забывать читать и обсуждать с ними книги, которые дают пищу воображению.
Если говорить о том, как изменились героини мультфильмов «Диснея» за последние годы, то как психолог я могу отталкиваться только от базовой метафоры, которая закладывается в основание сказки или мультика. Во-первых, у меня есть предположение, что если раньше мультфильмы снимали по сюжетам, основанных на сказках, в которых был заложен базовый культурный миф, и многое в поведении и действиях героинь возможно было объяснить тем, что автор — носитель той или иной культуры и ценностей, то сегодня многие мультфильмы снимают на основе сценариев. А в него можно вложить все что угодно: заказ конкретного лица на то, что они хочет рассказать, какой образ и для чего создать. Ведь дети — это наше будущее, и то, что сейчас они неосознанно вынесут из мультфильма как свою метафору жизни, и будет тем, чем и как мы будем жить уже через 10-15 лет. При этом заказчиком может быть кто угодно: от владельца конкретной компании, спонсора мультипликации до самого мультипликатора и его мировоззрений, и даже – правительство и конкретные политические силы.
Что касается мультфильмов «Дисней» и изменения образов в них, это, скорее всего изменение, потребности в обществе. «Дисней» всегда славился неоднозначными трактовками добра и зла, очень часто изображает понятие зла крайне неоднозначным и нравственно запутанным образом, в смешении его с добром или даже выводя на позиции добра в финале. Несколько типов зла, которые показывают диснеевские героини:
- «доброе зло» — это образ героя, который как бы вы ни рассматривали, будет однозначным злом («фея», похожая на дьявола, проклявшая ребенка (Малефисента);
- зло, которое было добром и стало злом не по своей вине и желанию, а из-за неких печальных и неподконтрольных для него событий (Малефисента в одноименном фильме была доброй и встала на сторону зла, как и Теодора из Страны Оз, из-за предательства возлюбленного).
- зло, «рожденное таким». По большому счету, то же зло из предыдущего пункта — зло вне контроля, зло не по своему желанию — Эльза в «Холодном сердце» (версия Снежной королевы Андерсена) родилась обладающей опасной для людей магией.
Герои такие, от чего так или иначе страдают. Как и зло с печальной предысторией, этот повторяемый «стандарт» плох по своему воспитательному потенциалу. В отношении принятия зла как добра крайне показателен один специфический сюжетный «механизм», систематически появляющийся в диснеевской продукции. Это настойчивое и безосновательное влечение женского персонажа ко злу, что тщательно и тонко одобряется сюжетами как образец восприятия и поведения.
Не знаю, кому это нужно, но все же почему-то для кого-то стало важно показывать женщин, вставших на сторону зла (этим кстати грешен не только «Дисней», но и ряд достаточно популярных художественных фильмов, снятых за последние 6-10 лет). А если не уходить в жуть со злом, которое всегда очень маскируется. В крайнем случае всегда можно достать из сундучка бриллиантовую корону и хрустальные башмачки.
Все диснеевские девушки красиво поют, у каждой есть какой-нибудь маленький зверек — друг и помощник в тяжелую минуту. У них трудная судьба, обворожительная внешность и главное — принц. Пусть он даже и не совсем принц или даже совсем не принц, но на коне и при параде. Ну и, конечно, тяжелое наследие детства, благодаря которому героиня попадает в малоприятную ситуацию: то за ней злая мачеха охотится, то ее ведьма в башню посадит, то туфельку потеряет.
Кстати, в этом студия «Дисней» ни на шаг не отступала от образа, пришедшего на экраны из сказок братьев Гримм и других европейских сказок с «бродячим» сюжетом. Однако в жизни идеалы менялись — и, наконец, студия «Дисней» признала тот факт, что эмансипация достигла очередных высот и девочки больше не хотят быть принцессами.
Не надо им блестящей диадемы и розового бального платья. Ждать, пока придет принц и спасет? Ага, как же! Современная девушка сама выручит любого принца. И горе тому дракону или ведьме, которые легкомысленно покусятся на ее свободу. Проявлять своеволие диснеевские героини начали уже давно. «Принцесса и лягушка» показывает нам уже совсем другой образ юной красавицы. Конечно, у нее есть и маленький помощник, и прекрасное платье, и принц, но она уже не стремится стать его законной супругой, а, напротив, выбирает независимость.
Рапунцель демонстрирует еще больше черт современной девочки-тинейджера. Это гремучая смесь классической сказочной красавицы и персонажа аниме вроде Сейлормун. Независимый нрав и ловкие трюки с ее фирменной гривой роднят ее с Фионой из Шрэка, которая Принцу предпочла зеленого тролля.
Теперь «Дисней» будет выпускать в свет новых героинь: крутых, продвинутых, прикольных и стильных. А образ девочки-принцессы «убрали в кладовку» до лучших времен. Таким образом студия надеется вернуть к себе интерес и любовь своей основной аудитории — детей 5-6-летнего возраста, которые сегодня охотней примеряют на себя костюм независимой и сильной Фионы, а не передничек Белоснежки.