5 декабря – День рождения Уолта Диснея, человека, важность которого в мировой популярной культуре сложно переоценить. В частности потому, что, как и куклы Барби, диснеевские мультяшные принцессы формировали и формируют мировоззрение, модели поведения и идеалы красоты у девочек по всему миру. В компании Disney о влиянии Белоснежки, Русалочки и Эльзы на умы девочек прекрасно осведомлены, поэтому был сформирован список канонических принцесс «Диснея». Сюда вошли 11 героинь из полнометражных мультфильмов, объединенные по формальному признаку: они сами должны быть королевской крови либо присоединиться к королевскому роду через брак. Самая молодая из диснеевских принцесс, «снежная королева» Эльза пока не входит в официальный список, однако ее образ отлично иллюстрирует тот длинный путь, который прошли американские аниматоры.
Белоснежка
Год рождения: 1937
Внешность: «Волосы черны, как ночь, губы красные, как роза, кожа белая, как снег». Но изначально предполагалась быть блондинкой.
Цель в жизни: Видеть в людях только добро и стать всем другом.
Активность: Белоснежку часто критикуют за антифеминизм и пассивность – она живет у гномов, занимается преимущественно уборкой и готовкой и ждет прекрасного принца, который спасет ее от злой мачехи.
Останні новини
Золушка
Год рождения: 1950
Внешность: У Шарля Перро «Золушка добра душой и прекрасна лицом». У Диснея она стала блондинкой, хотя предполагалась быть рыжей.
Цель в жизни: Быть доброй и храброй.
Активность: Золушка занимается черной домашней работой, обшивает мачеху и сводных сестер и мечтает о прекрасном принце, хотя ведет себя активнее, чем Белоснежка, действуя под прессингом злобной мачехи.
Спящая красавица
Год рождения: 1959
Внешность: «Волосы, как солнечный свет, и губы, что посрамят красную розу»
Цель в жизни: Ждать чуда, которое ее пробудит.
Активность: Спящая Красавица или принцесса Аврора активна лишь полчаса, все остальное время она спит, ее часто критикуют за то, что она служит привлекательной целью, чтобы завлечь принца. В то же время «Спящая Красавица» — это первый мультфильм, в котором по настоянию Уолта Диснея движения героев прорисованы естественно, с основой на человеческих.
Русалочка
Год рождения: 1989
Внешность: огненно-рыжие волосы, зеленый хвост и сиреневый лиф.
Цель в жизни: Исследовать новые миры.
Активность: Русалочка Ариэль более прогрессивна и независима, чем старшие принцессы – она решается на опасную операцию по смене хвоста, хоть и ради прекрасного принца.
Белль
Год рождения: 1991
Внешность: Вдохновлена Кэтрин Хэпберн.
Цель в жизни: Спасти отца, а затем и освободить чудовище.
Активность: Умная, смелая и волевая дочь изобретателя дала от ворот поворот деревенскому кузнецу, в частности за высказывание «Женщинам не положено читать!». Проявляет свои лучшие качества в приручении чудовища, за что ее называют «самой зрелой, женственной и не такой асексуальной», как прежние принцессы.
Жасмин
Год рождения: 1992
Внешность: Первая диснеевская принцесса с неевропейской внешностью.
Цель в жизни: Выйти замуж за Аладдина.
Активность: Атлетичная, независимая, освобождается от опеки отца и нежеланного жениха. Соблазняет злого колдуна и на равных участвует с Аладдином во всех приключениях.
Покахонтас
Год рождения: 1995
Внешность: Коренная индианка.
Цель в жизни: Спасти свое племя.
Активность: Покахонтас – первая принцесса, наделенная реальной властью, она шаманка, способная слушать духов природы. Она останавливает войну ее племени с англичанами, несмотря на то, что влюбилась в одного из них.
Мулан
Год рождения: 1998
Внешность: Китаянка.
Цель в жизни: Спасти родину.
Активность: Первая диснеевская принцесса-воин, которая переодевается мужчиной, чтобы служить в императорском войске и в битве защищать Китай. Также впервые в Disney принцессу сделали не утонченной, а неловкой и странной, напоминающей юношу.
Принцесса-лягушка
Год рождения: 2009
Внешность: Афроамериканка.
Цель в жизни: Открыть свой ресторан.
Активность: Чтобы добиться мечты, Тиана много работает, и после превращения в лягушку вместе с принцем преодолевает все преграды. Первая принцесса, которая не уехала жить в королевский дворец, а наоборот, принц работает вместе с ней в ресторане.
Рапунцель
Год рождения: 2010
Внешность: Блондинка с 21 метром волос.
Цель в жизни: Освободиться из плена.
Активность: Рапунцель – первая из принцесс, которой суждено стать королевой по рождению, а не через брак. Она выбирает в мужья, кого хочет, ценой волшебных волос уничтожает злую колдунью и возвращается к родителям.
Мерида
Год рождения: 2012
Внешность: Рыжеволосая шотландка.
Цель в жизни: Исправить свою ошибку.
Активность: Принцесса Мерида не любит этикет и вышивание, не хочет замуж, за кого скажут, вместо этого побеждает в мужских состязаниях с луком и мечом. Когда по ее вине королева и принцы превращаются в медведей, она старается исправить ошибку. Первый мультфильм без финального поцелуя влюбленных.
Эльза
Год рождения: 2013
Внешность: ослепительная блондинка, вдохновленная Снежной королевой.
Цель в жизни: Примириться с собой.
Активность: Первая принцесса Диснея, владеющая опасными способностями, сложными характером с тревогой и даже депрессией, которая вообще не думает о прекрасном принце.
Но как изменения сюжета и характеров героев влияют на детское восприятие? И самое главное — понимают ли разницу дети, когда им читают сказку и показывают мультфильм: что запоминается и влияет потом на ребенка – образ из сказки или из мультфильма? На эти вопросы отвечает Вера Романова, психолог, кандидат психологических наук.
Слушание, чтение побуждает нас фантазировать. Такая работа воображения исключительно важна: через эти образы психика и выражает, узнает себя. А когда ребенок смотрит мультфильм, то воспринимает готовые, кем-то созданные образы. Это неплохо, если они сохраняют глубинный смысл. Но часто создатели фильмов адаптируют сказки к «детскому восприятию», упрощая их, «очищая» от страданий и драматизма, – и тем самым лишают их глубины, а ребенка – пространства для воображения. Конечно, речь не о том, чтобы лишать детей мультфильмов. Важно не забывать читать и обсуждать с ними книги, которые дают пищу воображению.
Если говорить о том, как изменились героини мультфильмов «Диснея» за последние годы, то как психолог я могу отталкиваться только от базовой метафоры, которая закладывается в основание сказки или мультика. Во-первых, у меня есть предположение, что если раньше мультфильмы снимали по сюжетам, основанных на сказках, в которых был заложен базовый культурный миф, и многое в поведении и действиях героинь возможно было объяснить тем, что автор — носитель той или иной культуры и ценностей, то сегодня многие мультфильмы снимают на основе сценариев. А в него можно вложить все что угодно: заказ конкретного лица на то, что они хочет рассказать, какой образ и для чего создать. Ведь дети — это наше будущее, и то, что сейчас они неосознанно вынесут из мультфильма как свою метафору жизни, и будет тем, чем и как мы будем жить уже через 10-15 лет. При этом заказчиком может быть кто угодно: от владельца конкретной компании, спонсора мультипликации до самого мультипликатора и его мировоззрений, и даже – правительство и конкретные политические силы.
Что касается мультфильмов «Дисней» и изменения образов в них, это, скорее всего изменение, потребности в обществе. «Дисней» всегда славился неоднозначными трактовками добра и зла, очень часто изображает понятие зла крайне неоднозначным и нравственно запутанным образом, в смешении его с добром или даже выводя на позиции добра в финале. Несколько типов зла, которые показывают диснеевские героини:
- «доброе зло» — это образ героя, который как бы вы ни рассматривали, будет однозначным злом («фея», похожая на дьявола, проклявшая ребенка (Малефисента);
- зло, которое было добром и стало злом не по своей вине и желанию, а из-за неких печальных и неподконтрольных для него событий (Малефисента в одноименном фильме была доброй и встала на сторону зла, как и Теодора из Страны Оз, из-за предательства возлюбленного).
- зло, «рожденное таким». По большому счету, то же зло из предыдущего пункта — зло вне контроля, зло не по своему желанию — Эльза в «Холодном сердце» (версия Снежной королевы Андерсена) родилась обладающей опасной для людей магией.
Герои такие, от чего так или иначе страдают. Как и зло с печальной предысторией, этот повторяемый «стандарт» плох по своему воспитательному потенциалу. В отношении принятия зла как добра крайне показателен один специфический сюжетный «механизм», систематически появляющийся в диснеевской продукции. Это настойчивое и безосновательное влечение женского персонажа ко злу, что тщательно и тонко одобряется сюжетами как образец восприятия и поведения.
Не знаю, кому это нужно, но все же почему-то для кого-то стало важно показывать женщин, вставших на сторону зла (этим кстати грешен не только «Дисней», но и ряд достаточно популярных художественных фильмов, снятых за последние 6-10 лет). А если не уходить в жуть со злом, которое всегда очень маскируется. В крайнем случае всегда можно достать из сундучка бриллиантовую корону и хрустальные башмачки.
Все диснеевские девушки красиво поют, у каждой есть какой-нибудь маленький зверек — друг и помощник в тяжелую минуту. У них трудная судьба, обворожительная внешность и главное — принц. Пусть он даже и не совсем принц или даже совсем не принц, но на коне и при параде. Ну и, конечно, тяжелое наследие детства, благодаря которому героиня попадает в малоприятную ситуацию: то за ней злая мачеха охотится, то ее ведьма в башню посадит, то туфельку потеряет.
Кстати, в этом студия «Дисней» ни на шаг не отступала от образа, пришедшего на экраны из сказок братьев Гримм и других европейских сказок с «бродячим» сюжетом. Однако в жизни идеалы менялись — и, наконец, студия «Дисней» признала тот факт, что эмансипация достигла очередных высот и девочки больше не хотят быть принцессами.
Не надо им блестящей диадемы и розового бального платья. Ждать, пока придет принц и спасет? Ага, как же! Современная девушка сама выручит любого принца. И горе тому дракону или ведьме, которые легкомысленно покусятся на ее свободу. Проявлять своеволие диснеевские героини начали уже давно. «Принцесса и лягушка» показывает нам уже совсем другой образ юной красавицы. Конечно, у нее есть и маленький помощник, и прекрасное платье, и принц, но она уже не стремится стать его законной супругой, а, напротив, выбирает независимость.
Рапунцель демонстрирует еще больше черт современной девочки-тинейджера. Это гремучая смесь классической сказочной красавицы и персонажа аниме вроде Сейлормун. Независимый нрав и ловкие трюки с ее фирменной гривой роднят ее с Фионой из Шрэка, которая Принцу предпочла зеленого тролля.
Теперь «Дисней» будет выпускать в свет новых героинь: крутых, продвинутых, прикольных и стильных. А образ девочки-принцессы «убрали в кладовку» до лучших времен. Таким образом студия надеется вернуть к себе интерес и любовь своей основной аудитории — детей 5-6-летнего возраста, которые сегодня охотней примеряют на себя костюм независимой и сильной Фионы, а не передничек Белоснежки.