Экономия внимания: что это такое, как на нас влияет

Как восстановить контроль над своим вниманием

Что для вас самое ценное? Скорее всего, слово внимание приходит не в первую очередь. Но для компаний по всему миру нет ничего более ценного, и они тратят миллионы на то, чтобы его заполучить. Технологии эволюционировали, чтобы использовать нас в своих интересах, и делают это тайком, затрагивая аспекты нашей психологии. Но вслед за этим создали нечто еще более зловещее: среду постоянного цифрового отвлечения. Вот что нужно знать об экономии внимания и о том, как от нее избавиться.

Что такое экономия внимания?

В последние годы бум цифрового контента привел к столкновению компаний за контроль: борьбе за наше внимание. Это экономика внимания, и, по словам Тристана Харриса, бывшего специалиста по этике дизайна в Google, она «формирует все в современной жизни». Это мир, в котором мы все живем, даже если мы этого не знаем.

Проще говоря, компании нацелены на то, чтобы зарабатывать деньги. Они размещают рекламу, которая, как им известно, может нас заинтересовать, и стараются привлечь как можно больше внимания. Технологии были созданы, чтобы нас зацепить — не для того, чтобы развлекать или слепо служить нашим интересам, а для увеличения количества рекламных площадей, которые компания может продать. То, что мы действительно наблюдаем, когда эти объявления всплывают с надписью «другие вещи, которые могут вас заинтересовать», — это рыночная война, которую ведут крупные компании Кремниевой долины.

Цифровой мир монополизирован тремя компаниями: Google, Apple и Facebook. Но Google, Apple и Facebook не заботятся о вас как о личности, они заботятся о своих доходах, а это значит, что они заботятся о том, чтобы удерживать ваше внимание. Их конечная цель — заставить вас прокручивать и искать, используя их продукты, а не продукты конкурентов.

Все дело в деньгах

Реклама — вот что делает эти влиятельные платформы миллиардными. Ваша история просмотров отслеживается с единственной целью — показать вам персонализированный контент, будь то новости, которые вам показывает Facebook, или реклама, которая появляется в Instagram. Используя такую ​​информацию, как время, которое мы проводим на сайте или наш рейтинг кликов, эти компании могут контролировать нас, и чем больше мы участвуем, тем больше их контроль.

Но наше внимание — хитрый ресурс: оно учится настраиваться на интересную, непредсказуемую информацию в нашей среде и пропускать обычные, предсказуемые части. Таким образом, чем больше мы «используем» для просмотра адаптированной рекламы, тем менее эффективными они становятся для удержания нашего внимания. К сожалению, это привело к тому, что тактика экономии внимания становится все более агрессивной. Видео теперь воспроизводятся автоматически на YouTube, Netflix и Facebook, а песни воспроизводятся в видеоиграх, чтобы искусно проникнуть в наше сознание.

В экономии внимания нет моральных оснований. Эти все более мощные тактики существуют только для того, чтобы люди проводили больше времени на платформах. Дело не в наших намерениях или почему мы на этих сайтах, а в том, чтобы использовать наши рефлексы и попытаться доминировать над ними. И поэтому компании, которые конкурируют за экономию внимания, часто делают это, не обращая внимания на ее влияние на наше благополучие.

Что делает с вами экономика внимания

Давайте рассмотрим некоторые последствия, которые экономика внимания оказывает для нас — потребителей.

  • Культура постоянного отвлечения внимания

‍Пинги, всплывающие окна, уведомления — в среднем люди проверяют свои устройства 80 раз в день, будь то WhatsApp, электронная почта или сообщения Slack для работы. После того, как вас прервали, на то, чтобы вернуться в поток, уходит более 20 минут, поэтому даже один «небольшой взгляд» может иметь огромные последствия для нашего внимания. Поскольку мы постоянно отвлекаемся, нам невозможно создать условия для концентрированной «глубокой работы», которая дает реальный смысл и удовлетворение от работы.

  • Пассивное потребление вместо преднамеренного вознаграждения

Приложения, которые мы используем ежедневно, — от почтовых ящиков до лент новостей — формируются вокруг пространства, которое постоянно пополняется новой информацией. Страх упустить что-то — оставить чье-то сообщение в эфире или отстать от актуальной темы — заставляет нас регулярно «проверять» в течение дня. И это приводит к состоянию пассивного взаимодействия с нашими инструментами, мы обращаемся к ним, чтобы потреблять, а не создавать или решать поставленную проблему. Чтобы быть по-настоящему продуктивными, нам нужно целенаправленно использовать наши технологии, но слишком часто они становятся нашим костылем.

  • «Нездоровые» отношения с устройствами

‍Многим из нас не нравится, сколько времени мы проводим с телефоном. Это заставляет нас плохо относиться к себе, и у нас возникает чувство, что это нездорово. Так что же нам делать? Мы снова берем телефоны, чтобы отвлечься от этого чувства беспокойства или поднять настроение — разместив фото и получив лайки.

  • Бездумная прокрутка в социальных сетях

‍На самом деле, никто не планирует проводить время в социальных сетях. Структурируя свой день, мы не говорим: «Я проведу два часа, просматривая Facebook». За этим нет намерения, нет цели, поэтому действие всегда будет лишенным смысла или какой-либо внутренней ценности.

  • Токсическая психология

Исследования показывают, что психология лайков очень сильна. Опрос, проведенный New Statesman, показал, что 89% опрошенных людей признали, что количество лайков, которые они получили, сделало их счастливыми … еще 40% признались, что перестали получать удовольствие, как только лайки прекратились. Если получать лайки легко и это доставляет значительную дозу дофамина в наш мозг, где мы можем найти подобное счастье за ​​пределами наших экранов?

Восстановление цифрового контроля

Но не все так мрачно и губительно! Хотя это может потребовать огромных усилий, есть шаги, которые мы можем предпринять, чтобы восстановить контроль над нашим вниманием и создать пространство для более значимого дня.

Знание того, сколько времени мы проводим на этих платформах, — самый важный первый шаг, потому что большинство из нас понятия не имеет, сколько времени мы на самом деле тратим на Facebook. Некоторые устройства отслеживают время, которое вы тратите на них, но подумайте о том, чтобы получить надежное решение и для своего рабочего стола — в конце концов, именно здесь вы, вероятно, делаете большую часть своей работы. Умный автоматический счетчик времени может точно показать вам, куда идет ваше цифровое время — вплоть до времени, которое вы проводите в различных приложениях и на веб-сайтах. Видеть, куда уходит ваше время, может быть важным тревожным сигналом, помогая вам более осознанно распоряжаться своим временем. Но учет рабочего времени может быть полезным долгосрочным инструментом: отслеживая свою цифровую активность, вы можете гарантировать, что вы действительно контролируете ситуацию, не теряете ответственности и создаете пространство для качественной работы.

Осознав, на что направлено ваше внимание, вы можете начать принимать меры, чтобы освободиться от отвлекающих технологий. Закройте приложения, которые не добавляют ценности вашей жизни (или, по крайней мере, попробуйте выйти из них!), установите блокировщик рекламы, управляйте настройками уведомлений, чтобы вы могли контролировать, когда вы хотите их получать, и подумайте об использовании приложений, которые не отвлекают. Многие люди устанавливают «часы доступности» для электронной почты и Slack, чтобы люди знали, когда они могут с ними связаться и когда ожидать ответа. Все дело в создании условий для целенаправленной, непрерывной работы — сдерживании малоценных задач и отвлекающих запросов.

Конечно, мы не обязаны защищаться от этого. Платформы, конкурирующие в сфере экономики внимания, должны нести ответственность за влияние, которое они оказывают на наше благополучие. Многие начинают осознавать последствия своих действий (вспомните «Время экрана» Apple, которое показывает пользователям, как долго они взаимодействуют с их продуктом). Но вряд компании захотят в этом признаться. Как потребители, мы можем показать им, с помощью прямой обратной связи, или проголосовать против и переключиться на альтернативные продукты, которые лучше нам подходят. В конце концов, при разработке продуктов этим компаниям необходимо начать принимать важное человеческое решение: удерживать или включать своих пользователей.

 

Читайте также: Марина Авдеева о запуске нового продукта в кризис

Мы в Facebook