Экстернат для детей: Организовываем учебу на дому

Рекомендации родителям, которые хотят обучать ребенка сами

09.09.2016

В моей семье в настоящий момент дома одновременно учатся: девятиклассник, семиклассница и второклассники…

Почему: потому что они серьезно занимаются спортом и уделяют тренировкам 20-27 часов в неделю, и если они не будут нормально учиться, то это скажется на их развитии, а нормально учиться им просто некогда. Жертвовать спортом тоже не хочется. Что касается старшего сына, который вне спорта, с моим графиком работы я буду видеть его только за завтраком и перед сном, а это не дело, учитывая, что он в выпускном классе.

Где: заочная школа в Киеве №328 для старших детей (она принимает экстернов, начиная с 5 класса) и школа экстернов для младших (наверное, собеседование еще предстоит, пока я написала заявление в родную школу с разрешением не ходить до определенного числа).

Как организован учебный процесс

Все начинают учиться строго в 9.00. Для этого встаем в 7.30 — полтора часа как раз достаточно, чтобы прийти в состояние, годное для учебы. Далее следим за временем — последние 10 минут каждого часа отдыхаем. Старшие занимаются за отдельными столами в одной комнате. Младшие пока что за одним столом в другой комнате (есть возможность рассадить их по разным столам, но мне так неудобно, если учесть, что они делают одно и то же).

Расписание

С младшими все просто. Каждый день у нас 3-4 урока строго по звонкам и расписанию. Начинаем с письма, потому что первый урок я еще налаживаю работу со старшими и могу отвлечься. Затем идет математика. Потом в 11.00 приходит муж и читает с ними. Пока кто-то один читает, второй пишет. Я в это время готовлю обед. В 12.00 у нас несколько раз в неделю английский (не всегда, потому что есть дни, когда нам нужно уходить по делам в 13.00).

Со старшими работа объемнее, но не сложнее. Расписание такое: 5 уроков каждый день, начиная с 9.00 и до 13.00. На каждый предмет — отдельный лист. На этом листе сверху идет ссылка на учебник (они частично скачаны, но из-за круговорота планшетов и компьютеров, проще всегда иметь ссылку). Также скопировано оглавление из учебника. По некоторым предметам я уже сделала тематический календарный план — пишутся даты, когда состоится урок, и тема, которая учится.

Иногда дети встают сами, завтаракают сами и дают мне возможность поваляться в постели до 8.45, еще и чай с печеньками в спальню приносят!

Процесс обучения

В год на предмет отводится примерно 72 часа и в учебнике около 35 тем, что дает два урока на каждую тему. Во время первого урока дети читают новый параграф, отвечают на часть вопросов (письменно, в форме конспекта). Второй урок — повторяют все ранее написанное и отвечают на другую часть вопросов. Также мы отобрали «профильные» предметы, по которым нужно делать намного больше, чем есть в учебнике. У старшего сына Саши это физика, алгебра и геометрия. У старшей дочки Кати — химия и биология. Планирую закончить обучение по данным предметам раньше, чем закончится учебный год, и потом работать с дополнительными источниками.

Подготовка к урокам

Учебная неделя составляет 6 дней — в субботу у нас украинская и мировая литературы, а также английский язык. По литературам ведется конспект, в который записывается все прочитанное и понятое за неделю. На подготовку к урокам у меня уходит 1-1,5 часа в день и я мечтаю научиться сокращать это время. Я пишу в Excel и от руки задание каждому ребенку на день. В электронном виде отправляю ссылки на материалы по каждому уроку. Понятно, что за 50 минут это все успеть невозможно. Но старший сын учится практически весь день, потому ему можно. Старшая дочь находит время на дополнительные материалы в течение дня.

Учебные материалы

В школе нам дали список учебников, они все есть в сети — это вообще не проблема. Старший не любит планшет и читает с ноутбука, выводя изображение на весь экран. Остальные дети с планшетами. По каждому предмету у них заведена отдельная тетрадь для конспекта. Также будут тетради для контрольных работ. Для каждой новой темы я нахожу аналог на «интеруроке» — видео, тесты и упражнения. Только потом дети читают учебник и переходят к написанию конспекта.

У младших будут тетради на печатной основе, но я пока не спешу покупать — в школе все расскажут. Пока что мы повторяем усиленно первый класс и заполняем незаполненные листы в печатных тетрадях за прошлый год, также завели новые тетрадки по математике и по письму, пишем туда по полстраницы за урок. Иногда поглядываю в учебник и даю им писать в тетради из учебника.

Насколько сложно родителям

Я смирилась с тем, что каждый день с 8.45 до 13.15 себе не принадлежу. И все дела планирую соответствующим образом. Далее можно выкручиваться. Чтобы минимизировать разброд и шатание после перемен — готовлю им чаи и перекусы заранее, чтобы быстро поели и пошли обратно учиться. Также остались мои утренние домашние повинности — стирка, готовка и иногда глажка. Это все можно совмещать, надзирая за порядком каждые 10-15 минут.

Насколько просто детям

Детям так учиться однозначно лучше! Потому что КПД этого времени несоизмеримо выше (в учебном плане), чем в школе. У старших детей проблем с организацией никаких нет вообще. Они следят за временем, распределяют нагрузку иногда так, чтобы поделав что-то легкое, потом засесть за сложное и успеть закончить заниматься к 13.00. Саша (9 класс) часто не успевает, но ни в коем случае не оставляет задание по предмету недовыполненным или отложенным на завтра. Дни бывают легкими и сложными. Иногда много новых тем за день, иногда много задач приходится решать, а иногда только повторить — и все. Катя сегодня справилась за 3 часа (правда, она начала заниматься раньше 9.00).

Да, я проверяю каждый конспект в конце урока, читаю все-все-все. Иногда прошу что-то исправить. Но это мелкие правки. Если что-то не получается вообще, то поступаем так:

  1. Те моменты, которые непонятны, выписываются, потом со списком мы едем к репетитору (а время этого урока занято предыдущими темами, которые способны пролить свет на проблему).
  2. Начинаем разбирать тему по кирпичикам и одно упражнение делам несколько дней, но зато так, что все составляющие понятны. И потом уже проще.
  3. То, что не успели — выписываем в «неприятный лист» и делаем на выходных. Пока что «неприятный лист» пуст.

P.S. Во второй части статьи я расскажу о самом главном — аттестации, оценках, контрольных и табелях.

Ресурсы в помощь тем, кто обучает детей дома

— Читайте также: В поисках знаний: Hopes&Fears студентов, выбирающих обучение за границей