В поисках знаний: Hopes&Fears студентов, выбирающих обучение за границей

Часть вторая

01.09.2016

Сегодня за школьные парты вновь сядут ученики, а аудитории университетов заполнят студенты. Однако далеко не все выпускники этого года стали студентами украинских вузов. Ежегодно из Украины уезжают тысячи школьников и студентов в поисках лучшего образования и возможностей за рубежом. Каковы их мотивы, ожидания и страхи? Мы продолжаем публиковать истории молодых людей, которые поделились с WoMo, чем они руководствовались при выборе образования за рубежом.

Влада, 17 лет

Германия

влада_к

Почему решила уехать

Мысль о получении образования за границей возникла четыре года назад. Инициаторами были родители, хотя не совсем «инициаторами». Скорее, они просто постепенно начали открывали мне глаза на мир, показывали доступные возможности. В итоге, через полгода я загорелась этой мыслью сама и влияния родителей уже не требовалось. А вот полтора года назад идея превратилась в твердое решение, так как я понимала, что, чем ближе дело идет к поступлению, тем ярче выражен регресс отечественного образовательного аппарата. Твердость решения подкрепило и общение со студентами, в результате которого я поняла, что человеку, любящему работать и не желающему прогибаться под других, в этой стране больше делать нечего. При выборе направления опиралась на то, что было мне интересно в школьные годы. Шесть классов школы я провела на физмате, так что не связанные с техникой/математикой специальности мною даже не рассматривались. На выбор страны (Германия) повлияла доступность обучения, оно там бесплатное, к тому же, выше качество и шире возможности, чем в той же Чехии или Польше. При поступлении отправляла документы в 8 университетов, приглашения пришли практически отовсюду, а свой выбор остановила на КІТ (Технологический институт Карлсруэ).

образование

Технологический институт Карлсруэ

Как готовилась

Язык учила три года, в 90% — на летних интенсивах, в остальное время просто что-то читала/слушала, дабы не терять навыки. Для технической подкованности сначала хватало школы, но в последние два года (10-11 класс) в связи со сменой преподавателей, которые даже если и могли чему-то научить своих учеников, то попросту не хотели, пришлось прибегнуть к помощи репетиторов.

Сложности

Из трудностей запомнились хамство в посольствах и различная информация в разных источниках об одном и том же. Одни инстанции говорят писать в поле одно, другие говорят, что то же поле нужно заполнять совершенно иным образом. При наполнении блокированного счета в Deutsche Bank тоже возникли проблемы с бюрократией с украинской стороны, причина та же — оформление документов. Немцы требуют одно, а наши не слушают и говорят «мы всю жизнь вот так и так делаем».

Страхи

Страха неизвестности/перемен нет, так как морально на переезд настроилась давным-давно. Есть страх не найти нормально оплачиваемую подработку, так как жить, если поступлю, я буду в маленьком городке. Единственный выход – искать работу фрилансером. В общем, не потянуть финансово – единственный, самый большой и имеющий огромные шансы на оправдание страх.

Ожидания

Ничего не жду. Как показывает опыт, предугадать действительность невозможно. Потенциально возможные перемены? Возросшая сила духа, все-таки жизнь далеко от знакомых и близких людей способна выточить характер; практика способности разрешать совершенно неожиданно возникающие проблемы; flexibilitу; в случае, если приключение под названием «учеба за границей» закончится хорошо — отсутствие страха взвешенно рисковать на всю оставшуюся жизнь обеспечено.

В какой стране вижу себя после обучения

Не вижу себя ни в какой определенной стране. Хочется повидать мир, работать в одной стране пару лет, затем перебираться в другую. Знакомиться с разными подходами к одной работе, наживать богатый опыт. Возможно, уже позже возникнет желание где-то осесть, пока что его нет. Не хотелось бы оставаться в Германии по окончанию учебы, да и в Европе, и возвращаться в Украину после стольких усилий не захочется тем более.

Вика, 19 лет

Германия

вика_к

Почему решила уехать

Уехать я планировала еще в 9 классе. Поставила себе цель во что бы то ни стало получить тут высшее образование. Это было полностью моим решением, так как родители, наоборот, были против, ну или скажем так, не в восторге. Хотели, чтобы я была рядом с ними, но все же, мне никак особо не препятствовали. Я с первого класса учу немецкий, надо же было его куда-то пристроить, поэтому выбор страны пал на Германию. К тому же, в Мюнхене у меня есть родственники и все уже знакомо. И, вообще, Мюнхен — довольно престижный город, он считается столицей Баварии, из-за чего и уровень жизни здесь выше, а требований больше. ЛМУ (Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана) – единственный гуманитарный университет в городе, так что выбирать не приходилось.

10246489

Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана

Как готовилась

Язык учу уже 15 лет, так как начала учить еще с трех лет. В посольство, конечно, пришлось пару раз сходить, но все шло довольно гладко и быстро. Проблемы выбрать место обучения не было, так как был лишь один вариант – Мюнхен, ЛМУ. Больше я никуда и не подавала документы, ни в Украине, ни в Германии.

Сложности

Система подачи документов не была запутанной, но с сайтами университетов разобраться невозможно. Пока 30 ссылок не откроешь, нужную информацию не найдешь, вот это было сложно. Самостоятельная жизнь поначалу дается тяжело, но потом она начинает нравиться. За первый год ты очень быстро взрослеешь, и в голове меняется буквально все, начиная с интересов и заканчивая мировоззрением. По родному дому, конечно, скучаешь, но чувство того, что ты вырос, стоишь уже более менее на своих ногах, компенсирует чувство потери чего-то родного. Ведь то внутреннее состояние, которое ты ощущаешь, возвращаясь домой и видя, что к тебе относятся уже как к чего-то самостоятельно добившемуся взрослому человеку, просто бесценно.

Страхи

Страх того, что меня не зачислят, был, и когда мне первый раз пришел отказ, я чуть ли не впала в депрессию, но вовремя собралась, поехала в Мюнхен, на следующий день пошла в ЛМУ и оказалось, что я в документах не там галочку поставила. Мне на месте дали исправить ошибку и мгновенно распечатали новое письмо с приглашением на немецкий и английский экзамены. В начале присутствовал страх неизвестности – в какой коллектив попадешь, какие будут учителя, какие требования. Но это скорее приятное чувство, оно означает, что ты движешься к чему-то новому и развиваешься.

Ожидания

Ожидаешь, что исчезнут какие-то личные страхи, комплексы, что в итоге и произошло. Я поменялась очень сильно, открылась сама для себя с другой стороны, из-за чего меня и другие стали воспринимать немного иначе.

В какой стране вижу себя после обучения

Пока не знаю, не могу представить себя через 4-5 лет, на данный момент просто хочу получить высшее образование в Германии, а дальше будет видно.

Валентина, 16 лет

Британия

1111

Почему решила уехать

С некоторой стороны, это было неизбежно с самого начала школы, так как я с первого класс училась в британской школе с соответствующим языком и системой образования. Мои родители были скорее не инициаторами, а фасилитаторами, так как мы уже к девятому классу — по английской программе (8 класс по украинской программе обучения) -поняли, что я не смогу получить ни желаемого образования, ни работы в Украине. Хоть я знала русский язык, я не была знакома ни с украинским, ни с нашей программой обучения, что значительно уменьшало мои шансы остаться здесь и укрепляло планы уехать. Но в Великобритании у меня были бы великолепные возможности и образование, которые и промотивировали нас меня туда отправить.

Как готовилась

Честно говоря, страна выбиралась прежде всего по мере расстояния от Украины, а также в зависимости от уровня образования, знакомства с системой образования и, конечно же, языка. Из англоязычных стран только Великобритания была достаточно близко к Украине и подходила и для моего комфорта, и для комфорта моих родителей. Так как мне было всего 12, когда я уехала, я обучалась не в университете, а в школе-пансионате Frensham Heights School. Один мамин коллега очень ее хвалил — там училась его дочь, и хвалил не напрасно — школа напоминала мне маленький Хогвартс, с добрым, дружелюбным коллективом и креативной атмосферой. Хоть и сейчас я переехала в Кардифф (Колледж Кардифф Сикст Форм), чтобы пойти в научно-специализированную школу, Frensham я не забуду никогда.

ообразование

Колледж Кардифф Сикст Форм

Сложности

Учить язык не пришлось, но нужно было сдавать вступительные экзамены по естествознанию, английскому и математике. Готовиться к ним было сложно, так как не было даже с чем сравнить, но все оказалось не так страшно, как я думала. После экзаменов и короткого интервью с директором я успешно поступила. Подготовка для меня была, скорее, психологическая — в первый раз жить без родителей дольше, чем парочку недель, — это казалось полнейший сюрреалистической картиной. Но я адаптировалась и даже прижилась в моей дождливой, серой Англии. И да, теперь даже могу позволить себе изредка называть ек «своей».

 

Изначально трудно было все, и в особенности выбрать школу — нам пришлось лично ехать рассматривать варианты. К тому же, сложно было получить визу — очень трудная форма заполнения, и даже попросту выжить первые парочку недель самостоятельно. Но со временем все стало гораздо легче. Девочки в общежитии здорово мне помогали со всем, что я не понимала или не знала, пока я не адаптировалась, а потом уже я так же помогала другим. На сегодняшний момент я привыкла уже и к ментальности, и к «homesickness», но все же мне все еще лень готовить себе нормальную еду.

Страхи

Когда я поступала, больше всего боялась людей. Вдруг надо мной будут смеяться из-за языка? Вдруг у меня не будет друзей? Вдруг (а это был реальный риск, Суррей все-таки) там все будут отвратные снобы? К моей радости, мои страхи не были оправданны. Все были дружелюбными и приветливыми, хотя и очень другими, чем те, к кому я привыкла. Снобов не было в большинстве по природе школы — организация, созданная четырьмя леди после первой мировой войны по принципам взаимоуважения, толерантности и креативности. Это также всего одна из двух школ в Великобритании без формы или дресс-код!

В какой стране вижу себя после обучения

Немного грустно, но действительно, с каждым новым шагом вперед ты отдаляешься от дома. Я думаю, что я останусь здесь или перееду получать докторскую в Штаты или в Германию. Думаю, у меня тут больше возможностей развития, чем если бы я вернулась в Украину, особенно из-за особенности моего направления — биологических наук. Странно выходит, я вроде и не англичанка, но и украинкой назвать себя не могу. После стольких лет жизни тут сложно сказать, откуда я, сложно оценить роль двух наций в формировании моего характера и взглядов на жизнь. Это первая метаморфоза в сознании в некотором духе. Вторая — изменение восприятия себя вдали от дома: чувство ответственности, но также и свободы.

Беседовала Лиза Кропивянская

— Читайте также: Образование за рубежом: Взгляд изнутри