Экзамен в первый класс и правильная мотивация к школе

Я иду в школу, чтобы…

09.04.2014

Продолжаем цикл материалов на актуальную нынче тему: выбор школы или школы-сада.

Светлана Ройз, детский и семейный психолог — о процессе поступления в первый класс и адаптации к новым обстоятельствам.

Вообще, экзаменом при поступлении в первый класс не должно быть в принципе. Часто его проводят, когда хотят «отсеять» деток. Потому важно различать экзамены «на прием» и «на отсев». Тот, что «на прием» всегда позитивен и проходит в дружественной легкой атмосфере. Детям создают условия, чтобы им легко было отвечать, чтобы они могли вспомнить все что знают.  Как правило, такой тест проходит в присутствии родителей.

Если же создаются условия взрослого экзамена, то активизируется часть мозга, которая отвечает за безопасность. Это рептилийная древняя часть мозга. И когда она активизирована, ребенок сжимается, и часть мозга неокортекс, которая отвечает за обучение, блокируется. А если малышу страшно, он не может сдавать экзамен и учиться.

Это же, кстати, касается и выполнения домашнего задания. Если ребенок боится крика мамы-папы, то он не может принимать новую информацию. Если боится учителя, перестает учиться. Это простейшие знания из психофизиологии.

Посему в напряженной обстановке успешного экзамена просто быть не может.

Когда вы с ребенком впервые приходите на ознакомительную экскурсию по школе, спросите, комфортен ли ему запах. И если у него высокая обонятельная чувствительность, то снова-таки при неприятных ему ароматах ребенок получает сигнал – небезопасно, и неокортекс будет блокироваться. Как следствие, ребенок не сможет сосредоточиться на учебе.  Также смотрим, как ребенок реагирует на учителя, на одноклассников. И помните, что многое можно откорректировать заранее и по ходу: подружиться с одноклассниками, учителем, вступить в родительский комитет, украсить класс фотографиями, сходить всем вместе в театр.

На что обращает внимание психолог прежде чем дать добро на поход в школу? На готовность руки к письму, интеллектуальную и эмоциональную зрелость. А также мотивацию ребенка. Но главное, на что мы должны обратить внимание при подготовке к школе, это мотивация ребенка.

Мотиваций может быть четыре. Рассмотрим каждую отдельно.

1. Я иду в школу для того, чтобы играть

Когда ребенок идет в школу, он играет «в школу». Играет первый день, второй, третий, на четвертый ему может надоесть. И тогда он захочет обратно в садик. Потому игровая мотивация достаточно опасна. Ребенок будет носить в школу игрушки, устанавливать свои правила игры, бродить посреди урока, кушать. «Адекватный» учитель может это превратить во взрослую игру. Но мы помним, у «адекватного» учителя еще 15-20 учеников. И у него может попросту не хватить ресурса и фокуса внимания. Итак, если мы слышим, что ребенок идет в школу играть, значит, скорее всего, он еще не созрел до школы. Ваш выход – школа-сад.

2. Я иду в школу дружить

Зачастую эту мотивацию провоцируют родители повторением: «Ты пойдешь в школу, у тебя там будут новые друзья». В случае такой мотивации ребенок сосредоточен на контактах. И если дружба есть, он хочет ходить в школу. А если вдруг ссора? Опять же поход в школу за контактами – это болтовня на уроках, попытка заслужить любовь преподавателя, что тоже является коммуникацией. Тут решение такое: построить контакты заранее — о способах я уже упомянула. И укрепить самооценку ребенка.

3. Я буду получать только 12 баллов

Это мотивация достижений. Она, как правило, тоже продиктована семьей. Если часто звучит: «Я был отличником, у нас в семье все хорошо учились, закончили с красным дипломом институт…». Мы не замечаем, как создаем условия для мотивации достижений. Например, непродуктивной похвалой: «Хороший мальчик, хорошо нарисовал», — это оценивание там, где его не должно существовать. Мальчик хороший не потому, что хорошо нарисовал, а «Ты здорово нарисовал, потому что тебе нравится рисовать». Если ребенок заслуживал любовь через оценивание, подсознание таких детей считает: «Если я буду лучшим художником, учеником, и т.д., тогда меня будут любить». Таких детей много, и из них вырастают перфекционисты. А в школе, да и во взрослом возрасте – это путь к неврозу. Потому что не 12 баллов, а 11,5 – это уже повод для слез. Потому что любая неудача, проигрыш – это лишение права быть любимым. Такие дети часто растут у родителей, нацеленных на результат. А ведь жизнь — это процесс. Надо помнить, что в системе образования должны оцениваться не знания, а прилежание. Если ребенку с мотивацией достижения не сказать заранее, что в первом классе вообще-то оценки не ставят, и вообще-то 12 баллов не обязательно иметь по всем предметам, то такие дети быстро разочаровываются. Или же начинаются яростно корпеть на тетрадками, или все забрасывают. Главным показателем для родителей должны быть не оценки, а присутствие у ребенка интереса к учебе.

4. Я иду в школу учиться

Вот она — самая гармоничная мотивация. Такое бывает :). И как правило, продолжается до 7 класса. И потом в подростковом возрасте трансформируется. Это мотивация вызревает у кого-то к семи годам, у кого-то к 14. Но она вызревает. Если у вас малыш еще дошкольник, вы можете ее стимулировать игрой. С детьми нужно играть вовлеченно, эмоционально. Ребенка, с которым «не доиграли» всегда видно. Ему сложно строить контакт с окружающими и сложно справляться с эмоциями.

Итак, главное помним: независимо от мотивации, ребенку в школе должно быть интересно. А это уже вопрос выбора школы. И об этом в следующей части.