Елена Яковлева: Краткосрочные образовательные курсы ориентированы на эмоциональную составляющую 

Как построить стратегию качественного обучения для себя и своего ребенка

Елена Яковлева – председатель совета Ассоциации по развитию менеджмента и бизнес-образования, а также ректор Киевского института бизнеса и технологий, поэтому как никто знает, насколько важно уметь разбираться в информационном потоке, отличать правдивую информацию от ложной и строить стратегию образования и самообразования таким образом, чтобы всегда быть интересным как себе, так и самым искушенным работодателям. 

Автор Анна Васильева

О современном образовании

Сейчас стейкхолдерами образования выступают три группы: студент-выпускник, преподаватель, который является связующим звеном между работодателем и студентом, и работодатель как финальная часть процесса обучения. Работодатель должен получить подготовленного, разносторонне обученного специалиста, имеющего прекрасную компетенцию в области синтеза и анализа, который может работать в междисциплинарных группах, может работать в команде, владеет навыками деловой коммуникации, письма, умеет работать в социальных сетях, вести переговоры, выходить из конфликтов и работать в условиях ограниченных ресурсов. Задача, которая стоит перед преподавателем, – научить студента тому, чего ждет от него работодатель, который и является заказчиком образования. 

К сожалению, на рынке высшего образования вместо сотрудничества доминирует хищническая позиция работодателя по отношению к студенту. Стипендия от компании – решение вопроса оттока кадров.

Наши студенты протестуют, когда работодатели предлагают им бросить образование и полностью отдаться работе. Человек не подписывает контракт длиною в жизнь с тем или иным работодателем. При изменении работы, если у тебя нет базы, ты оказываешься в незащищенном положении. Сегодня очень большая роль отводится первому образованию, потому что именно оно является крепким фундаментом, на котором можно возводить дом, причем многоэтажный. Это ключевой момент во взрослой жизни.

Подлинное знание и информация в современном мире вкраплены в груды информационного мусора. Задача преподавателя – расчистить эти груды, выудить бриллианты знания и вложить их в голову студенту. Поскольку у студента еще нет механизма распознавания информации чистой, подлинной, научной, компетентной, экспертной от информации манипулятивной и бессмысленной, которая является информационным мусором. 

О качестве современного образования

Любые краткосрочные образовательные мероприятия в первую очередь преследуют эмоциональную составляющую – зарядить людей. В этом есть положительный момент – они заставляют обратить внимание на себя. Но это толчок, который должен привести к реальным шагам. Изучив проблематику обучения взрослых людей, я совершенно точно могу сказать, что программы обучения, которые длятся меньше 6-7 месяцев, не поднимаются выше точки невозврата знаний. 

Все короткие программы заканчиваются тем, что ты остаешься на том же уровне знания, которое было до начала программы. 

О самообразовании

Самообразование, как и у многих взрослых людей, достаточно разнообразно. Это не только книги. Вечером я хожу в театр, и это тоже является частью образовательного процесса. С удовольствием сегодня пытаюсь применить все классические сюжеты к нынешнему дню. Нахожу в этом вдохновение, черпаю идеи и понимаю, что мировые классики гениальны в своих произведения. Их акценты в операх, балетах – это все то, что сегодня можно применить.

О том, что нужно знать каждому

Мне как-то попалась карта Европы, на которой разными цветами были отмечены страны с максимально востребованными специальностями. Так, например, в Финляндии и Германии самыми привлекательными являются технические специальности (физика и ИТ), во Франции – философия, а в Британии – география! Они правят миром.

В странах постсоветского пространства и Восточной Европы самая популярная профессия – юрист. В не правовых государствах всем почему-то очень не хватает юридического образования.

Считаю, что одним из важнейших предметов, который нужно знать каждому, является математика. Очень странно, когда приходит студент на первый курс и не умеет взять процент. Также важен вопрос географии. Мир стал настолько маленький, время настолько ускорилось, что мы должны знать друг друга, понимать, чтить традиции, особенности и уникальность друг друга. И, конечно же, важна история. Мы не идем по уникальному пути, мы идем по проторенной дороге. И нужно знать, как не повторить чужие ошибки.

 

Мы в Facebook