Эмоциональный интеллект в бизнесе

Почему EQ важнее IQ

17.12.2014

Люди сегодня живут в активном движении, стремятся к значимым достижениям и быстрому развитию. В этом ритме все труднее справляться с собственными эмоциями, не говоря о том, чтобы управлять эмоциями окружающих. Например, в Кремниевой долине, лидирующие индустрии которой связаны с технологиями, руководители часто отметают важность эмоционального контакта с людьми. Но как показывает исследование, опубликованное в The Journal of Organizational Behavior, это заблуждение.

Эмоциональный интеллект (EQ) — способность верно осознавать  и управлять своими эмоциями и эмоциями собеседника, и на этой основе строить успешное взаимодействие с окружающими.

Ученые Боннского университета  Тассило Момм и Герхард Бликл пришли к выводу, что от эмоционального интеллекта напрямую зависит прибыль: сотрудники, которые лучше прочитывают чувства и эмоции своих коллег, зарабатывают больше.

Это подтвердил эксперимент, в котором приняли участие 142 человека — представители разных сфер и рабочих позиций. Перед ними стояла задача распознать эмоцию человека в каждом конкретном случае. В среднем 77% участников преуспели в этом деле.

После чего каждый сотрудник со своим руководителем должны были расставить участников в соответствии с утверждениями: «Он/она инстинктивно подбирает нужные слова и может влиять на других» или «Люди искренне верят всему, что он/она говорит». Те участники эксперимента, которые получили высокие баллы эмоционального теста, были признаны социально активнее своих коллег. И даже беря во внимание такие факторы, как пол, возраст, рабочие часы и должность, исследователи пришли к мнению, что такие люди зарабатывают больше.

Почему так важен EQ

Американский психолог Дэниэл Гоулман отмечает, что EQ играет даже более важную роль, чем IQ. Объясняет он это тем, что способность контролировать  собственные эмоции и распознавать чувства других характеризует интеллект точнее, чем способность логически мыслить.

Интересно, что эмоциональный интеллект вовсе не делает человека более чутким и милосердным. Этот навык человек использует для построения необходимых коммуникаций на рабочем месте. Кроме того, высокий уровень EQ помогает противостоять неблагоприятным событиям. Управляя чувствами, человек быстрее и результативнее разбирается в фактах, его не отвлекают бушующие эмоции.

Умелое управление своими эмоциями — хорошее качество и для лидеров, которые ведут за собой людей. Высокий уровень EQ помогает руководителю понять, как его видят окружающие, распознавать скрытые мотивы подчиненных, а в случае необходимости управлять ситуацией и разрешать конфликты.

Как развивать эмоциональный интеллект

Первый шаг — научиться прислушиваться к своим эмоциям и определять их.  Можно задавать себе вопросы на протяжении дня, например: «Что я сейчас чувствую?». Второй шаг — распознавание причин возникновения своих эмоций: «Почему я так себя чувствую?», «Кто или что вызвало именно такую реакцию?». И третий шаг — это, конечно же, чтение специальной литературы и участие в тренингах личностного роста.

Преимущества женщин
Женщины эмоциональнее мужчин, то есть они владеют прямым доступом к EQ. И, кстати, в последнее время при отборе кандидатов на топовую позицию в крупных компаниях оценивается не только IQ соискателей, но и их эмоциональный интеллект. А это значит, что естественное умение понимать, в какой ситуации следует сохранять спокойствие, а в какой выражать свои чувства, может сделать руководителей-женщин более эффективными, чем их коллег-мужчин.

Вот почему, когда международная аудиторская компания Grant Thornton оценивала эффективность женщин и мужчин-управленцев по двум основным показателям (доход от принадлежащей бизнесу собственности и суммарная прибыль, полученная акционерами), получила результат, что в международных консалтинговых компаниях, где руководящие посты занимали женщины, эти показатели в среднем на 35% выше.

По материалам: entrepreneur.com