Евгения Шамис: «Если вы хотите создать «команду мечты», то в вашем коллективе должны присутствовать представители разных поколений»

28 ноября, 2016

Как представителям разных поколений понять друг друга? Где найти точки преткновения? Как создать в компании «команду мечты»? На все эти вопросы ответила Евгения Шамис, основатель и координатор проекта RuGenerations, основываясь на данных, собранных в рамках проекта исследований поведенческих моделей различных поколений.

Типы поколений

У каждого поколения есть свой смысл, а, значит, и название, которое этот смысл отражает. Например, «бэби-бумеры» — на это поколение пришелся пик рождаемости. Поколение «Х» — им хочется быть загадочными, ни на кого не похожими. Поколение «миллениум» — те, кто открыл новое тысячелетие. Поколение homelanders (Z) –  эдакие домоседы, за которыми постоянно присматривают, это цифровое поколение, одной из ценностей которого станет безопасность. Временные рамки каждого поколения — 20 — 23 года:

  • Поколение бэби-бумеров: 1944 — 1963
  • Поколение Х: 1964 — 1984
  • Поколение «миллениум»: 1985 — 2003
  • Поколение Z или homelanders: 2004 — 2024

15178235_571685173017213_8618003399872324454_n

Четыре фактора формирования поколенческих ценностей

Поколение – это не возрастная категория, а ценностная. Ценности формируют нас как личностей, и у каждого из нас они свои – гендерные, возрастные, профессиональные и поколенческие. Поколенческие ценности формируются в возрасте от 0 и до 10 — 12 лет, то есть до момента, пока ребенок не стал подростком и, как ни удивительно, национальная, расовая, религиозная принадлежности в данном случае не играют ни малейшей роли. Ребенок осваивает модели и сценарии, которые помогают ему быть успешным, основываясь на четырех факторах.

Первый фактор – это те события, в которых растет ребенок, и то, как он их воспринимает.

Нові стратегії лідерства: досвід BRAVE1, PR-service, Raiffeisen Bank, ПУМБ та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit зануртесь у світ бізнесу, дізнайтесь, як лідери трансформують індустрії та створюють нові можливості для розвитку та співпраці. Відвідайте захід, щоб отримати реальні поради та інсайти від тих, хто вже досяг успіху.

Забронювати участь

Второй фактор – способ воспитания ребенка. Каждое старшее поколение хочет для своих детей одного, чтобы они были счастливы. Однако способы достижения этого самого счастья с каждым поколением меняются.

Третий фактор – информационный фон. И вот тут родители гораздо меньше могут влиять на детей, чем, например, СМИ или интернет.

Четвертый фактор – дефицит, то, чего ребенку в детстве не хватало.

Ценности поколений

Ценности, сформированные до 12 лет, остаются с человеком и влияют на всю его последующую жизнь. Это значит, что нам будет 60, 80, а при развитии технологий 100 – 120 лет, а ценности мы будем проявлять все те же.

Ценность поколения «бэби-бумеров» — материальное благополучие. Не удивительно, что среди них много успешных и богатых людей. Также их ценность – власть. Они до сих пор занимают ключевые позиции в политике, бизнесе и уходить никуда не собираются.

Для поколения «Х» одна из главных ценностей – свобода. Они не любят, когда их ставят в рамки, командуют ими или пытаются управлять. Они росли очень самостоятельными и гиперответственными, а потому привыкли полагаться только на самих себя и просто не умеют принимать помощь. Еще одна ценность – профессионализм, — «иксы» могут совершенствоваться в профессиональном плане до бесконечности.

15230677_571686726350391_255707146357186478_n

Ценность поколения «миллениум» — быть полезным и нужным, помогать всем, кому требуется и даже тем, кто помощи не просит. Это поколение эдаких «спасателей».

Поколение homelanders иногда еще называют «поколением национальной безопасности» — для них безопасность будет их первейшей ценностью, они разработают массу технологий, обеспечивающих ее.

Конечно, поколения не могут четко сменять друг друга, поэтому между поколениями существует временной переход в 2-3 года. И у тех людей, которые родились на стыке поколений, есть ценности и тех, и других. Их принято называть «пограничниками».

Как работать с представителями разных поколений

Сейчас, если смотреть на рынок труда, там представлены три поколения — бэби-бумеры, «иксы», «миллениумы» и, конечно, «пограничники». На долю последних, между прочим, приходится наибольшее количество миллионеров и миллиардеров. Точно не известно, почему это так, но есть версия, что эти люди умеют как бы «говорить на двух языках». Это их конкурентное преимущество. С ними очень удобно работать в коллективе, где есть яркие представители трех выше названных поколений, потому что «пограничники» могут выступить для вас в роли переводчика.

Также взаимопонимание лучше «через поколение», то есть «бэби-бумеры» быстрее найдут общий язык с «миллениумами», нежели с «иксами», а «иксы» лучше будут понимать homelanders, чем «миллениумов». Поэтому «иксы» редко занимают ключевые позиции в компаниях, особенно, если компанией руководит «бэби-бумер» — он скорее назначит начальником «миллениума», чем «икса».

15171287_571686883017042_8574411396643131575_n

Отличительной особенностью «иксов», как уже было сказано выше, является профессионализм. Они в этом плане требовательны и к себе, и к другим. Они не воспринимают людей, которые чего-то не знают, недопонимают. Поэтому если хотите найти общий язык с представителем поколения «Х», продемонстрируйте свои профессиональные возможности с наилучшей стороны, и он будет уважать вас. Также в характере «иксов» устраивать проверку – над вами могут подшучивать, иронизировать, в общем, пытаться уколоть. Это особенность сформировалась у «иксов» в детстве, так как они — дети, воспитанные улицей. Поэтому не расстраивайтесь, а постарайтесь выдержать этот экзамен. Если выдержите, «икс» будет искренне считать вас своим другом.

Поколение «миллениум» не понимает, что такое субординация, поэтому не удивляйтесь, если они напишут письмо непосредственно генеральному директору с предложением помочь в каком-то вопросе. Если они считают себя компетентными, они это сделают. Также представители данного поколения очень уважают компании, которые пропагандируют социальные ценности.

Если вы хотите создать «команду мечты», то в вашем коллективе должны присутствовать представители разных поколений. Взяв опыт «бэби-бумеров», профессионализм «иксов» и социальную ответственность «миллениумов», вы сможете воплотить в жизнь не простой проект, а инновационный, социально направленный и, конечно же, успешный.

Фото: Виталий Головин

Благодарим за приятную атмосферу сеть семейных ресторанов «Моменты»

— Читайте также: Бесконфликтный пипл-менеджмент: Как подружитьcя с поколениями Y и Z