Fashion facilitator: 5 знаний для тех, кто строит бизнес в индустрии моды

Анжела Владимирова: "Не всегда дизайнеры и магазины находят общий язык, вот тогда появляюсь я, чтобы свести гору с горой"

Представителей данной профессии в мире не более 2000. Они занимаются тем, что упрощают модные процессы и воплощают fashion-тренды в жизнь по всему миру. Они космополиты, работающие в сфере вне рамок и границ, а потому способны помогать дизайнерам и торговым предприятиям по всему миру. Нашей героиней стала Анжела Владимирова, которая сделала украинские бренды популярными и продаваемыми за рубежом и, главное, на родине. Теперь она строит карьеру в Израиле, основав образовательную и консалтинг-платформу Wrong side of fashion. «Моя миссия — развитие индустрии моды, внедрение быстрой системы освоения профессий, необходимых для модного бизнеса, формирование серьезного отношения людей к модной индустрии и укрепление позиций моды в социуме«, — говорит Анжела.

Зачем и кому нужен fashion-фасилитатор

Фасилитатор занимается тем, что упрощает процесс. Первое, что я делаю утром, это знакомлюсь с новой информацией. Мало того, что фасилитатор, работающий в любой сфере деятельности, должен обладать глубокими знаниями, но если он работает в сфере моды, то обязан обучаться и реагировать быстро. Потому что мода – это та отрасль, где все процессы ускорены и все очень быстро меняется, а сегодня они ускорены в три – четыре раза.

Мой день начинается с того, что я просматриваю сообщения прессы, это новости политические, культурные, новости моды и социальные явления. После этого уже начитается работа с клиентами. Они мне рассказывают о своих проблемах, а я нахожу для них решение. Они получают не словесный совет, а руководство к действию.

Если клиент — дизайнер, то я начинаю с продукта. Рассматриваю его, улучшаю, компилирую так, чтобы он был гармоничен для восприятия покупателей, чтобы продукт сразу «ложился» на глаз, на тело. Потом работаю над текстовой информацией, ведь мой клиент свой продукт будет рекламировать. В рекламе, конечно, важна визуальная составляющая, но и текстовая тоже немаловажна. Также я налаживаю каналы продаж, обеспечивая коммуникацию между магазином и модным брендом, подбираю точки продаж для того или иного бренда, учитывая есть ли там его целевая аудитория. Часто от моих клиентов есть запросы на то, как увеличить объем продаж, как сократить затраты, как определить маржинальность продукта и т.д. В таком случае я помогаю дизайнерам решить эти задачи.

Если клиент торговое предприятие, то я занимаюсь действиями — от поиска места для размещения торговой точки до ее оборудования, провожу расчеты прибыльности с квадратного метра, помогаю правильно организовать пространство, помогаю с баингом, то есть подбираю бренды и товары по позициям, учитывая такие критерии, как продаваемость, популярность, нужность, слежу за тем, чтобы коллекции брендов в магазине смотрелись достойно.

Учите матчасть

Важную часть моей работы я называю «свести гору с горой». Не всегда дизайнеры понимают систему ценообразования, не всегда они понимают, сколько денег необходимо их партнерам-магазинам, чтобы развиваться, привлекать покупателей, платить зарплаты продавцам, поэтому мне приходится объяснять дизайнерам, что интересы продавца нужно всегда учитывать. Впоследствии мы занимаемся снижением наценки на товары, чтобы в дальнейшем дизайнер мог зарабатывать больше. А представителям продающих организаций я объясняю, что если они только-только открылись, им нужно будет много вложить в рекламу, — дизайнеры не пойдут к ним сразу. Они будут бояться, будут нервничать. Поэтому в таком случае аппетиты продавца также надо снижать, делая наценку не в три единицы, а меньшую. Наценку снижает дизайнер, наценку снижает магазин и обе «горы» в результате остаются в выигрыше. Или бывает, что я договариваюсь о выкупе коллекции продавцом, если у него есть доверие к бренду. Вот все это я называю «свести гору с горой», потому что нужно объяснять все эти наценки, объяснять, что маржа уходит не в кармин, не на черную икру, а на развитие. Определить минимумы, ниже которых нельзя спускаться, но которые будут выгодны всем – это моя задача. Иногда эту «гармошку» наценок нужно даже увеличивать, например, когда популярность бренда огромна, когда дизайнер не успевает производить.

Получайте образование

Два-три раза в неделю я веду лекции, однако я на этом не зарабатываю, как думают многие. Первые полгода я даже не давала рекламу, теперь я работаю с платной рекламой, продвигаю при помощи этой деятельности некоторые бренды, свои продукты. Лекции созданы не для заработка, а для популяризации моды и fashion-индустрии, потому что в какой бы развитой стране вы об этом ни говорили, все равно есть люди, которые об этом вообще ничего не знают. Просто каждой стране нужны свои темы. Например, во Франции и Италии, где индустрия моды очень сильно развита, нужны лектории на тему осознанного потребления.

В Израиле я говорю о том, что такое узнавание, почему нужны детали, почему вы в магазинах видите то, что видите, а не то, что хотели бы увидеть. В Израиле есть мнение, но оно ошибочное, что тут моды нет. Вот у нас шорты, вьетнамки, футболки, нам жарко – и все. На самом деле, тут жарко не круглый год, тут очень много кондиционеров, есть прекрасная весна, чудесная осень, малоприятная зима, но она очень короткая. Плюс тут есть определенная статусность, людей, профессий, мероприятий, которая требует дресс-кода. Поэтому в Израиле я рассказываю о том, как устроена мода и что она дает человеку, как в этой индустрии можно работать, не страдая от потерь.

Меня многие спрашивают, почему ты не ведешь лекции онлайн? Потому что онлайн, это значит, что вы не пошевелитесь для того, чтобы ко мне прийти, вы будете сидеть дома на диване и глубокого контакта у нас не случится. Я не смогу вылавировать, чтобы задать вам нужное направление и понимание темы. И вот эта неподнятая попа и незаданное направление приведет к неудачам в бизнесе, а воспитывать неудачников я не хочу.

Рациональное потребление — тема №1 в Украине

В Украине в первое десятилетие ХХІ века моя задача была сделать так, чтобы магазины начали продавать украинских дизайнеров. Не имея достаточных ресурсов, я построила магазин за $200 и показала: ребята, это можно делать! Этих классных дизайнеров можно продавать и на этом можно зарабатывать. Это был магазин «Шкаф». И дальше постепенно открывались другие магазины, когда я показала, что это возможно. Сейчас в Киеве есть минимум 20 точек продаж, есть в Одессе, Харькове, Львове. Я уже молчу про магазины, которые бренды строят сами.

Второе десятилетие я посвятила продвижению украинских дизайнеров на Западе. Я помогала им сделать продукт достойным, высокого уровня, помогала им понять, что они хотят видеть на выходе. В результате коллекция Антона Белинского, которую мы отшивали, попала в финал конкурса поддержки молодых дизайнеров LVMH.

И сейчас я говорю в Украине о рациональном потреблении и о том, что влияет на повышение цены на дизайнерский продукт. Потому что тренд таков, что скоро одежды будет очень мало, скоро масс-маркет отойдет, либо он будет таким осознанным, что будет не засорять, а чистить планету. Например, Zara и Н&М организовали сбор своих старых вещей с тем, чтобы переработать их в ткани. И скоро будет такая тенденция: где изготавливаем, там и продаем, там и носим. Изготовителей будет мало, поэтому те, кто носит, одежду будут очень ценить. Причем, появятся мастера и в семьях, общество вернется к тому, что женщины будут делать одежду для своих близких и для себя. Это нормально, и так будет. И это уже заметно. И если в некоторых странах это происходит от нехватки средств, то в развитых странах это происходит от желания творить.

Тренды — тема №1 в Израиле

Я очень много езжу по стране – в ателье, на лекции, в магазины. И вот в этих путешествиях я наблюдаю за людьми: что они ищут, чего хотят, о чем говорят, что покупают. Хотя, откровенно сказать, иврит я плохо знаю, но некоторое понимание у меня есть плюс те эмоции, с которыми говорят израильтяне – там ясно все! Я понимаю, чем живет израильский народ, и это очень важно для моей работы. И я могу предугадывать тенденции, потому что поведение людей влияет на потребление, а потребление влияет на моду.

Я – это моя работа, я люблю моду и мода – это я.

В Израиле мои лекции посвящены трендовости, потому что многие трактуют тренды буквально, не пропуская через себя и не прорабатывая. Потом тут я пытаюсь избавить людей от этого состояния «я художник, я так вижу». Потому что людей обеспеченных и счастливых, которые следовали бы этому постулату, я еще не встречала. Чаще всего они стеснены в средствах, у них никогда ни на что не хватает времени – ни на отдых, ни на развитие.

Для меня всегда было важным made in Ukraine, а сейчас стало важным made in Israel, потому что тут чудесный потенциал. Я изучала пути развития старых израильских брендов, и мне было важно увидеть, какие у них были кризисы и как они их преодолели. Сейчас Израиль переживает большой кризис в сфере легкой промышленности и моды. Но за спадом будет подъем, и вот к этому подъему я и готовлю людей.

Беседовала Ира Керст. Фото из личного архива Анжелы Владимировой

— Читайте также: В обувной бизнес нестандартной ногой: 6 советов о том, как начать свое дело