Файза Лалу: У лидерства нет гендера

Как строить бизнес на принципах баланса и равных возможностей

Файза Лалу, директор по коммуникациям Procter & Gamble Europe, рассказала WoMo о том, почему современное лидерство не делится на мужское и женское, как корпоративные ценности инклюзивности влияют на общественные стереотипы и почему самое главное для человека – уверенность в личном выборе

 

Беседовала Екатерина Федоришина

 

Какими были поворотные точки, которые определили ваш карьерный путь и то, чем вы занимаетесь сейчас?

Я работаю в бизнесе более 25 лет, из них 20 лет я посвятила компании P&G. Первым поворотным моментом моей жизни стало то, что я смогла закончить инженерный колледж, хотя, как женщина, представляла в нем гендерное меньшинство. Я смогла утвердиться в профессии инженера  (одной из наиболее мужских на то время) и это стало для меня первым ключевым фактором роста. Работая в инженерной сфере, я узнала многое о том, что такое настойчивость в достижении целей, и что такое проблема инклюзивности. Вторым ключевым фактором стал приход в P&G. Очень немногие компании исповедуют принцип баланса и равных возможностей, несмотря на пол, религию, культуру или происхождение. Компания P&G позволила по-настоящему расширить горизонты, поработать на развивающихся и очень развитых рынках, на разных должностях, с людьми из разных культур. Этот опыт можно назвать бесценным.

Как опыт работы в инженерной сфере повлиял на то, что вы стали специалистом в лидерстве, в том числе, в проблеме инклюзивности в сфере лидерства?

Сначала хотелось бы сказать о гендерных предрассудках. Все мы, так или иначе, относимся к различным культурам, и в наших культурах есть свои верования в правду, свое понимание того, какое отношение к миру считать верным. Предрассудки и верования нельзя считать реальностью, но они определяют наше отношение ко многим вещам, например, к тому, какую профессию считать «мужской» или «женской». Так во многих культурах исторически принято считать, что технические профессии – мужские. Но в процессе обучения я поняла, что для технических профессий не существует гендерной разницы. Единственная разница заключается в качестве интеллекта и силе личности. Этот факт оказал серьезное влияние на всю мою карьеру.

Иногда в компаниях считают, что женщин-управленцев не хватает по той причине, что для них недостаточно карьерных лифтов. На самом деле, мы забываем спросить у самих женщин, хотят ли они, готовы ли они идти на управленческие должности. Мы смотрим на эту проблему сквозь искривленные стекла, ведь главное – это желание и устремления самого человека. Мы в P&G решили проблему следующим образом. Допустим, в определенной стране у нас есть 10 управленческих должностей, согласно принципу гендерного баланса 5 из них должны занимать женщины. Но неужели мы не можем найти и научить хотя бы двух женщин в коллективе компании, которые захотят и смогут занять эти должности? Такой подход кардинально меняет ситуацию в сторону реально работающей инклюзивности.

Кроме того, важно выносить за пределы компании истории о рабочих инструментах, позволяющих добиться гендерного баланса и поддержки прав, как женщин, так и мужчин.

Вероятно, корпорации должны чаще сотрудничать с государственными и негосударственными организациями, проводить информационные кампании, которые постепенно повлияют на общественные стереотипы.

Верно, и для начала нужно изменить само определение лидерства. До настоящего момента термин «лидерство» обладал четко выраженными маскулинными признаками. Но современное лидерство гендера не имеет. Лидерство определяется, в первую очередь, специфическим стилем. Этот стиль может быть абсолютно разным как у мужчин, так и у женщин. Особенности лидерства имеют отношение к личности, персональным характеристикам человека, его образованию, интеллекту, но не гендеру.

Вторая тема, о которой необходимо говорить, часто замалчивается, независимо от стран и культур. Мы в P&G провели ряд кампаний, связанных с этой сложной темой. Такой кампанией стал проект “Like A Girl” в 2014 году. Он рассказывал о проблеме становления юной женщины. Когда девочки взрослеют, общество начинает приписывать им особенности так называемого «женского» поведения, стереотипного в данной культуре. Например, люди говорят: «Ты бьешь по мячу как девчонка», и это звучит, как что-то оскорбительное. На самом деле выражения «как девчонка» или «как мальчишка» не должны быть негативно окрашенными и стереотипизированными.

Еще одной кампанией был проект, запущенный в Индии, он назывался «Share the Load». Речь идет о разделении домашних обязанностей. Почему женщина, которая целый день проводит на работе, должна возвращаться домой и делать всю домашнюю работу? Почему такой подход до сих пор считается «женским»? В прошлом году мы запустили другую кампанию, которая борется со стереотипами относительно маскулинности и взглядов на то, что такое «настоящий мужчина». Речь идет о кампании для Gillette под названием «The Best Men Can Be», в ней переосмысливается мужественность в ее традиционном смысле. Благодаря таким проектам мы можем налаживать диалоги, менять нарративы и влиять на стереотипы.

Вы упомянули о кампании, которая переосмысливает мужественность. В этой связи хочется уточнить, не стоит ли менять стереотипное видение лидерства не только для женщин, но и для мужчин? Ведь прошло время лидерства в формате жестких, бескомпромиссных мужчин, у которых нет времени на семью и хобби, у которых стоит внутренний запрет на эмоции в пользу рацио.

Для переосмысления мужественности как таковой и лидерства мы создали кампанию, о которой я уже упомянула, проект «The Best Men Can Be». Этот проект, как и другие, в которых, переосмысливаются женственность и мужественность, стремится переосмыслить понятие лидерства в его основе. Лидеры будущего, воспитанные в измененных нарративах, будут серьезно отличаться от современных, независимо от гендера. На самом деле лидерство, в первую очередь, касается видения будущего и нескольких ключевых «E»: envisioning (визуализация, видение будущего) и enabling others (наделение полномочиями других людей). Видение будущего, способность вести людей, распределять обязанности, наделять полномочиями, не зависит от гендера, это универсальные характеристики, как мужчин, так и женщин.

В вашем понимании, что такое лидерство?

С моей точки зрения, лидерство – это видеть будущее, но действовать в настоящем. Речь идет о балансе стратегии и тактики; будущего и тех задач, которые должны быть выполнены в ближайшей перспективе. Кроме того, лидерство – это забота о людях, обеспечение им возможности расти, развиваться и становиться новыми лидерами. В нашей компании этот подход тем более важен, потому что мы выращиваем все кадры внутри организации.

Существует ли специфическая мотивация лидеров, в зависимости от гендера?

На мой взгляд, мотивация не зависит от того, женщина вы или мужчина. Женщины могут добиться всего, и мужчины могут добиться всего. Это зависит от личной  целеустремленности и выбора. Всем приходится выбирать, идти на жертвы, некоторые моменты выбора оказываются очень тяжелыми. Эти моменты не зависят от того, мужчина вы или женщина.

На этот счет расскажу собственную историю. Моя карьера началась в Марокко, откуда я родом. Корпорация предложила мне возглавить региональное подразделение в штабквартире в Женеве. У моего мужа на тот момент была очень успешная карьера в Марокко, и в результате наша семья оказалась перед жестким выбором. Мы сделали выбор, приняли решение и перебрались в Женеву. Это повлекло за собой последствия. На жертвы пришлось пойти и мне, и моему мужу. Мне пришлось проводить меньше времени со своими маленькими детьми, а мой муж оставил успешную карьеру и взял на себя обязанности заботиться о семье и доме. Так мы жили около 10 лет. Все это время я восхищалась им и его выбором. Нельзя сказать, что кто-то кого-то поддержал в этой ситуации, мы сделали свой выбор сообща и все эти годы были счастливы. В конце концов, все сводится к личному выбору. Но в тот момент, когда мы на что-то идем, мы должны быть довольны и счастливы, что выбрали именно то, что выбрали.

В нашей организации есть женщины, которые в определенный период жизни работают 50% времени, или 80% времени, остальное время они предпочитают посвящать семье, но это не препятствует их профессиональному развитию. Если женщина или мужчина выбирает карьеру, это хорошо до тех пор, пока это хорошо для самого человека. Если они выбирают семью, это тоже хорошо. Главное – чтобы сами они были счастливы вследствие принятого решения.

На самом деле у лидерства нет гендера, нет культуры, нет религии. Лидерство универсально. Вопрос лишь в личных способностях, возможностях и выборе.

 

 Фото: WoMo.ua

-Читайте также: Беате Кёлер: Толерантность нужно лелеять и практиковать. Это важно для всех, кто собирается развивать международную карьеру

Мы в Facebook