Финансовая копилка – учим детей откладывать деньги

Отложить на «черный день», подушка безопасности, «НЗ» — понятия знакомые каждому взрослому и у каждого есть свои способы накопления денег. Современные дети не отстают от своих родителей, старательно складывают купюры, подаренные на день рождения, чтобы приобрести желаемую игрушку или гаджет.

Психологи говорят, что все важные привычки формируются в возрасте до 7 лет и отношения с деньгами не исключение. Учить сохранять финансы нужно с правильной мотивации и постановки цели. В первую очередь взрослые должны понимать, что дети копируют их модель поведения, поэтому начните с анализа своих привычек в том числе.

Во-первых, нужно сфокусироваться на том, зачем вы откладываете деньги: квартира, машина, а у младшего члена семьи новый телефон. Цель должна быть конкретной и с определенной стоимостью, необходимо понимать какую сумму нужно откладывать в месяц, чтобы ее достичь. 

Не начинайте учить бережному отношению с деньгами с фразы: ты должен скопить себе на обучение. Для ребенка это очень эфемерная и непонятная цель, кто знает, может и в ВУЗ он не пойдет. 

Во-вторых, приоритезируйте желания. Спросите у ребенка, чего он больше хочет: книгу, велосипед или модные кроссовки. Выберите самую дешевую цель, ребенок быстрее накопит на нее денег, купит и поверит в то, что любая цель достижима, нужно просто приложить усилия и заручится мудростью взрослых.

В-третьих, приобщайте самого младшего к семейным целям, ведь он тоже хочет летом поехать на море или сделать подарок на юбилей бабушке. Обговорите ситуацию с ребенком, не навязывайте и не воспитывайте чувство, что он что-то вам должен. В целом, психологи рекомендуют как можно раньше привлекать ребенка к формированию семейного бюджета. Объясните, что есть обязательные ежемесячные траты, а есть вещи, на которые откладывают все члены семьи, например,  новая квартира с отдельной детской  комнатой, поэтому очередную игрушку никто покупать не будет. Ребенок должен понимать, на что копят его родители.

В-четвертых, учите уменьшать расходы. Можно купить второе за сегодня мороженное, а можно положить эти деньги в копилку и приблизится к исполнению желания.

Науку накопления денег начните, когда ребенок находится в возрасте 4-7 лет, подарите ему копилку, желательно чтобы она была прозрачной и легко открывалась. Ребенок должен не только считать, сколько денег у него в копилке, но оценивать вес и объем. Такой подход, по мнению психологов, приведет к тому, что уже в подростковом возрасте ваше чадо начнет откладывать средства больше и чаще. Обязательно помогайте ребенку с накоплениями, например, удваивайте каждый его вклад в копилку. Или договоритесь, что если он соберет половину стоимости нужной ему вещи, то вы добавите вторую половину.

В начале обучения грамотному сбережению очень важен эмоционально-психологический аспект. Ученые доказали, что дети испытывают удовольствие от ожидания,  а не самой покупки. Вспомните, как быстро пропадал энтузиазм после того, как коробка открыта, конструктор собран и по сути ценности уже не представляет. Это открытие родители могут использовать в сою пользу, предложив ребенку составить список желаний. Раз в месяц позволяйте выбрать из этого списка что-то одно, и даже если накопленных детских денег не хватайте, добавьте. 

Для подростка оформите  Карту Юниора, и подключите  депозитный счет. Возьмите ребенка вместе с собой в банк на консультацию с экспертом. Подросток должен задать вопросы, вникнуть в процесс накопления денег на счету, прочувствовать важность и ответственность своего желания сохранять средства.  Детский депозит можно открыть в гривнах, долларах и евро. Обычно он оформляется до наступления совершеннолетия, пополнять депозитный счет могут родители. 

Карта и депозитный счет открыты, помогите своему чаду распределять доходы и отчисления на депозит. На текущей карте должна остаться сумма, которую подросток готов потратить в месяц, остальное должно быть перечислено на депозитный счет. Мотивируйте ребенка, «увеличивая» проценты по депозиту: к каждой его сумме добавляйте бонус от себя. 

И, пожалуй, самое важное. Позволяйте своему ребенку ошибаться. Пусть купит желанную, но ненужную вещь и разочаруется. Так быстрее станет понятна ценность денег, а следующая цель будет обдуманной. Помогайте развиваться, предложите курсы финансовой грамотности, книги, объясните сложные понятия простым языком. Главная ценность в науке накопления денег не «я хочу», а «могу ли я». Не совершайте две самые большие ошибки в процессе обучения сбережению личных средств. Не покупайте все, что требует ребенок, и не платите ему деньги, например, за учебу. Когда школьник поймет, что отлично по математике стоит 50грн, а по английскому 100грн, то это будет не учеба, а гонка за деньгами.