Галлюцинации или реальность: фильмы о неизведанном

Подборка фильмов

26.09.2020

Передать свое видение мистических событий пытались самые знаменитые режиссеры с появлением кинематографа. Героев своих фильмов они поместили странные условия, их постоянно преследуют галлюцинации. Галлюцинации возникают в результате злоупотребления наркотиками, расстройства психики и различных таинственных событий. Будьте готовы к тому, что таинственное может в любой момент оказаться рядом с Вами). Леденящее душу музыкальное сопровождение, завораживающие спецэффекты и загадочные события собраны в этой подборке.

Солярис 1972, фантастика, СССР

Драма Андрея Тарковского про космонавта и мыслящей Океан. Действие романа происходит на космической станции, расположенной на планете Солярис, покрытой странной субстанцией — Океаном. С Земли на Солярис прилетает психолог Крис Кельвин, который должен разобраться, что происходит с членами экипажа станции.

Режиссер: Тарковский Андрей

Сценаристы: Горенштейн Фридрих, Тарковский Андрей

Композитор: Артемьев Эдуард

В главных ролях: Ярвет Юри, Гринько Николай, Дворжецкий Владислав, Бондарчук Наталья, Саркисян Сос, Солоницын Анатолий, Банионис Донатас Юозович

Подробнее о фильме: 

«Низкие» жанры, включая фантастику, несут в себе больше мистического смысла, чем возвышенные трактаты. У истерзанных Солярисом астронавтов исступленные, угловатые лица, словно выписанные мастерами Северного Возрождения, не знавшего спокойной гармонии итальянского Кватроченто. Гармония лишь иллюзия, лишь сон космоса. За миллионы световых лет от Земли от нее остаются лишь бессмысленные, зря терзающие душу образы былых идолов, беззащитных перед идолом — Океаном. Мыслящий Океан Соляриса, наполняющий пространство стонами неприкаянных душ, терроризирующий людей нашествием их былых, теперь воплотившихся, грехов и преступлений, ужасен. Но ужасны и автострады Токио 1972-го. Ужасен дарованный Крису якобы идиллический муляж навсегда потерянного дома, населенного родными мертвецами. Знакомый дом вывернут наизнанку: дождь идет не на улице, а в комнатах. Вокруг расстилается все тот же безжалостный Океан, волны которого колеблют безобидные подмосковные водоросли. Ты хочешь обнять любимую женщину, а ее кожа покрывается панцирем льда. Хочешь прикоснуться к знакомому хрупкому телу, а оно разносит в осколки металлическую дверь. «Солярис» — замаскировавшийся фильм ужасов. Но речь в нем идет об ужасе воскресения и об ужасе вечной жизни, которую обретают (для тех, кто остался на Земле) покинувшие ее астронавты.

Сияние The Shining 1980, ужасы, США

Триллер Стэнли Кубрика по роману Стивена Кинга. Экранизация романа Стивена Кинга про незадачливого писателя, который в мертвый сезон поселяется вместе с женой и сыном в опустевшем горном отеле, где злобные призраки сводят его с ума и превращают в кровожадного убийцу.

Режиссер: Стэнли Кубрик

Сценаристы: Стивен Кинг (роман), Стэнли Кубрик, Дайана Джонсон

Композитор: Венди Карлос, Рейчел Элкинд

В главных ролях: Джек Николсон, Шелли Дюваль, Дэнни Ллойд

Подробнее о фильме: 

Писатель Джек Торранс (Николсон) с женой и сыном отправляется зимовать в пустой отель «Оверлук» в заснеженных горах Колорадо. Но вместо того чтобы в уединении писать новый роман, Торранс-старший раз за разом отбивает на машинке фразу «Джек работает, а не играет, он становится скучным и вялым». А потом, подначиваемый незримыми «другими», берется за топор.

Один из нечастых фильмов ужасов, страх от которого не сглаживается от повторных просмотров. Каждый визит в «Оверлук» происходит как в первый и последний раз. И никто еще не выходил живым из этих коридоров. В первую очередь — сам Стивен Кинг, автор книги-первоисточника. Сработав идеальную экранизацию, Кубрик вывернул кинговские идеи наизнанку, нена­вязчиво сместив акценты. В романе «Оверлук» был типичным замком с привидениями. У Кубрика же все безумие идет изнутри, набухает в бездонных блюдцах николсоновских зрачков. Может, не было никаких привидений, Торранс сам выдумал себе их, дорвавшись до бурбона и одурев от невозможности написать нечто осмысленное. Но бенефисный делириум Николсона не смягчил писателя. Кинг говорил: «Фильм получился изумительно красивым, но это чисто внешнее, как роскошный автомобиль без мотора. В нем приятно посидеть, можно включить радио, подержаться за руль, но на нем никуда не приедешь».

А ехать никуда и не надо. Потому что едва ты сел в этот экипаж, дверцы захлопнутся сами собой, а салон медленно, но верно заполнится кроваво-красным.

Твин Пикс Twin Peaks 1990, детектив, США

Twin Peaks — американский драматический телесериал, созданный режиссёром Дэвидом Линчем и сценаристом Марком Фростом. Действие сериала происходит в вымышленном городке Твин Пикс на северо-западе штата Вашингтон рядом с канадской границей.

Режиссер: Дэвид Линч, Марк Фрост

Сценаристы: Дэвид Линч, Марк Фрост

Композитор:  Анджело Бадаламенти

В главных ролях: Кайл Маклахлен, Майкл Онткин, Мэдхен Амик, Шерил Ли, Дэна Эшбрук, Ричард Беймер, Лара Флинн Бойл, Шерилин Фенн, Уоррен Фрост, Пегги Липтон, Джеймс Маршалл, Эверетт Макгилл, Дэвид Линч, Джек Нэнс, Рэй Уайз, Джоан Чэнь, Пайпер Лори

Подробнее о фильме: 

Основная сюжетная линия сериала в первых 16 сериях — история расследования специальным агентом ФБР Дейлом Купером шокирующего убийства старшеклассницы Лоры Палмер в городке Твин Пикс в штате Вашингтон. Перед зрителями сериала открывается жизнь небольшого провинциального американского городка, населённого дружными, наивными и немного эксцентричными людьми. История начинается с известия о находке обнажённого тела Лоры Палмер, которое было завёрнуто в полиэтилен и выброшено волнами на берег озера. В ходе расследования перед агентом Купером, шерифом Труменом и его помощниками проходят разные жители Твин Пикс. Постепенно зритель открывает для себя тёмную и страшную сторону жизни обитателей, на первый взгляд, тихого и мирного городка.

Действие происходит в 1989 году, и каждая серия, за редким исключением, представляет собой один день в порядке хронологии событий.

Реквием по мечте Requiem for a Dream 2000, драма, США

Американский драматический фильм режиссёра и сценариста Даррена Аронофски по одноимённому роману Хьюберта Селби-младшего. Главные роли исполнили Эллен Бёрстин, Джаред Лето, Дженнифер Коннелли и Марлон Уайанс. В 2001 году фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль» (Эллен Бёрстин). Действие в фильме, как и в романе, разворачивается на протяжении трёх времён года — летом, осенью и зимой.

Режиссер: Даррен Аронофски

Сценаристы: Даррен Аронофски

Композитор: Клинт Мэнселл

В главных ролях: Эллен Бёрстин, Джаред Лето, Дженнифер Коннелли, Марлон Уайанс

Подробнее о фильме: 

На городской окраине — лето. Трое друзей торчат на старой пристани, башни новостроек белеют под голубым небом, парни сигают в воду с насыпи. Первые по-летнему беззаботные пять минут фильма — все лучезарное, что в нем есть. Трое друзей подсаживаются на наркотики. Порошок, проникающий в носоглотку, инъекции, вторгающиеся в вены, дым, застилающий глаза, — навязчивые образы выполняют в «Реквиеме» функцию припева. Ребята с дейнековского причала проходят путь деградации. Два часа неврастенического метания камеры и эпилептического монтажа — для фильма о наркотиках такой же непременный атрибут, как воровство и гепатит B для героинщика.

Произведением искусства этот предсказуемый фильм о предрешенности делает сквозная история матери героя. Ее сыграла Эллен Берстин, суперзвезда 70-х, обладательница «Оскара» за главную роль в фильме Скорсезе «Алиса здесь больше не живет». Берстин — актриса старой школы, а это значит — игра до разрыва сердца. Это игра, когда не стыдно стать жалкой, лишь бы вызвать смех или слезы — то, зачем люди изначально пошли в театры и кино. Берстин награждает депрессивно-героиновый транс фильма сильными чувствами.

Героиня Берстин, Сара, получает звонок из своей любимой телепередачи; ей говорят, что она примет участие в одной из игр нового сезона. Сара мечтает сказать всей стране, что у нее самый лучший сын на свете, и сделать это в своем любимом красном платье, которое больше на нее не налезает. Сара начинает принимать таблетки для похудения, вроде тех, что рекламируют по телевизору Роксана Бабаян и Ирина Мирошниченко. В состав таблеток, чье действие основано на снижении аппетита, входят амфетамины, вызывающие зависимость. Постепенно Сара погружается в безумие и попадает в одиночную палату дурдома. Сцены с Берстин носят характер откровенного трэша; в одной из них за обезумевшей от недоедания и амфетамина женщиной бегает холодильник, пытаясь укусить ее пастью морозильной камеры. Драма несбывшихся материнских надежд в мире, вскормленном наркотиками, приходит в унисон с драмой отличной актрисы, вынужденной в обескровленном модном кинофильме бегать от рефрижератора.

Машинист The Machinist 2004, драма, Испания

Мистический триллер с Кристианом Бейлом в роли фабричного рабочего. Фабричный рабочий Тревор Резник (Бейл), который не может уснуть уже год и оттого похож на живого мертвеца, начинает замечать вокруг себя странности, которых не видит больше никто. Атмосферный триллер в душных серо-зеленых тонах манит конспирологическими далями и экзистенциальными глубинами, но в итоге скатывает в тоскливое двухбуквенное морализаторство.

Режиссер: Брэд Андерсон

Сценаристы: Скотт Козар

Композитор: Кристиан Бейл, Дженнифер Джейсон Ли

В главных ролях: Роке Баньос

Подробнее о фильме: 

Дни и ночи Тревора Резника (Бейл) окрашены в один и тот же цвет, муторный серо-зеленый цвет отчаяния и сырого цемента, и Тревор давно не пытается различать их между собой. Отстояв две смены у станка, он едет через весь город к тусклой стекляшке аэровокзала, где на белых часах в зале ожидания всегда полвторого, а официантка (Санчес-Гийон) сочувствует ему и наливает кофе. Кофе, между тем, последнее, что ему нужно. Тревор и без кофе не спит уже год ни у себя дома, где на прикроватной тумбочке примостился роман «Идиот», ни в объятиях сердобольной проститутки (Ли), которая в его расписании значится сразу после аэровокзала, и на чьих простынях он всякий раз сворачивается страшным костлявым эмбрионом — прячет лицо в ладонях, но глаз сомкнуть не может.

Ничто не способно долго существовать в условиях абсолютной реальности, не лишившись при том рассудка, даже жаворонкам и луговым собачкам время от времени бывает необходимо забыться. Это простое правило (и по совместительству — первые строки классического макабра Ширли Джексон «Призрак дома на холме») «Машинист» подает в чудовищных анатомических подробностях. Артист Бейл — лощеный герой «Бэтмена» и «Американского психопата», супермен со сфинксовыми скулами и литым торсом звезды нацистского порно — посредством какой-то изуверской диеты (состоявшей, как пишут, из яблок и сигарет) превратил себя в ходячий страх, старожила лагеря смерти. В сущности, он играет не человека, которому больно, а саму боль, не безумца, а воплощенное безумие, каким его рисовали Блейк и Альфред Кубин — с обнаженными позвонками, вывернутыми суставами и глазами, которых вроде бы и нет, но которые тем не менее глядят. Бейл тут так хорош, что фильм в конечном счете не держит его, как человеческое тело не держит рвущегося наружу Чужого.

Остров проклятых Shutter Island 2010, детектив, США

Скорсезе в дурдоме. Середина 50-х. Бостонский судебный исполнитель Дэниелс (Ди Каприо) с пунктиком насчет воды и фашистов (первое у него с детства, второе — после войны) командирован расследовать побег пациентки из психиатрической клиники тюремного типа. Больница стоит на острове (вокруг, соответственно, вода), у нее почему-то два главврача — один (Кингсли) подозрительно либеральный, другой (фон Сюдов), наоборот, немец, и два начальника охраны — оба с лицами серийных убийц. С побегом что-то нечисто, санитары и пациенты на допросах явно темнят, повторяя один и тот же заученный текст. Пока измученный мигренями Дэниелс хамит персоналу, требуя доступа к больничным архивам, остров потихоньку забирает у него атрибуты власти — пистолет, жетон, цивильную одежду — и скоро, кажется, заберет его самого.

Режиссер: Мартин Скорсезе

Сценаристы: Лаэта Калогридис

Композитор: Робби Робертсон

В главных ролях: Леонардо Ди Каприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Эмили Мортимер

Подробнее о фильме: 

Равновеликие деятели кино снова сошлись вместе чтобы с четвертой попытки получить либо приз на двоих, либо зрительскую любовь, а возможно, всё и сразу!
«Остров проклятых» — классический психо-триллер, в котором иллюзия и реальность перемешаны настолько, насколько богата фантазия зрителя. Кто-то поймет все сразу, для кого-то финал картины станет откровением, в которое не захочется верить, а кому-то история покажется очень знакомой. Такая игра с аудиторией высший пилотаж режиссуры и актерской игры: силы и мощи, достойной подлинных мастеров жанра. И доказательство тому вы сами! Уверен, сидя в зрительном зале, вы станете активным участником расследования.
Вместе с героем Ди Каприо вы пройдете все этапы увлекательного поиска Рейчел Солано (женщины-убийцы, исчезнувшей из камеры психиатрической лечебницы), окунетесь в кошмарные сны персонажа и станете свидетелями сложных перипетий. Вы поймаете себя на ощущении, что вас охватывают теже чувства, что и главного героя федерального агента Тедди Дэниэлса. Скорсезе вдохнул в сценарий не просто жанровые маркеры психо-триллера, он оживил эпоху 50-х, пощекотал нервы не хуже Стивен Кинга, заставил испугаться, и намертво приковал вас к экрану на целых 2 часа 16 минут! Движение фабулы бросает вас из угла в угол, фантазия рисует несколько версий разгадки. Вы в плену у Скорсезе… и до последнего кадра сомневаетесь (надеетесь), а вдруг все не так?! Фильм «Остров проклятых» не просто поход в кино! Этот фильм прекрасное путешествие в увлекательный мир историй, рассказанных интересно и мастерски.

Гравитация Gravity 2013, триллер, Великобритания

Визуально совершенная история выживания в космосе. Выполненный на запредельном техническом уровне триллер про двух астронавтов, в результате метеоритного дождя оказавшихся в открытом космосе в непростой ситуации. По сути же это моноспектакль Сандры Баллок (с редкими вкраплениями Джорджа Клуни) и одно из самых напряженных зрелищ года. Главный герой картины, впрочем, все равно оператор Эммануэль Любецки, в студийных условиях идеально передавший в буквальном смысле головокружительный опыт пребывания в космосе.

Режиссер: Альфонсо Куарон

Сценаристы: Альфонсо Куарон, Хонас Куарон

Композитор: Стивен Прайс

В главных ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни

Подробнее о фильме: 

На орбите три человечка в белом выполняют рутинную работу в открытом космосе: двое — в том числе Райан Стоун (Баллок), новенькая — возятся с железяками, третий — ветеран Мэтт Ковальски (Клуни) — нарезает рядом круги, развлекая коллег и американский ЦУП анекдотами. С Земли приходит срочное сообщение: взорвался российский спутник, другие повреждены, к героям летят обломки. Через пару минут связь пропадает, один космонавт мертв, шаттл с оставшейся командой уничтожен, Стоун и Ковальски остаются парить в пространстве с отличными видами, но совершенно непригодном для жизни.

История о выживании и связанном с ним перерождении могла произойти — и многократно в кино происходила — где угодно, хоть в пустыне, хоть в горах, хоть в море, но Куарон выбрал самые эффектные декорации на свете: за его пределами. Космос не только располагает сногсшибательными картинками и занимательной физикой, но щедро передает собственную бесконечную глубину самым прозаичным словам и поступкам. Он сам в некотором смысле — предельная, окончательная, божественная метафора. Графоманы склонны этим злоупотреблять; Куарон, впрочем — нет, не графоман, поэт, ни слова лишнего. Ему хочется облекать большие мифологические образы в короткие предложения. Формально говоря, это триллер, причем с крайне незамысловатым сюжетом. Однако и сюжет, и пижонское, иногда подавляющее техническое совершенство «Гравитации» — с фирменными бесшовными эпизодами, виртуозными сменами ритма и точек зрения, по-балетному выверенной хореографией и заточенным под 3D использованием невесомости — это лишь инструментарий, размер, рифмы, но не сами стихи.

 

Читайте также: ТОП-7 украинских документальных фильмов 2020 года