Клеймо гендера: Что формирует отношение к мужчинам и женщинам на работе

17 сентября, 2018

Сколько бы мы ни говорили о проблеме гендерного неравенства на рабочих местах, она по-прежнему остается неразрешенной. В топ-менеджменте число женщин намного меньше, чем мужчин, они все так же получают меньшую зарплату и реже получают предложение о повышении. Причин этому может быть множество, одна из которых указывает на различия в поведении мужчин и женщин. Harvard Business Review решил разобраться в этом вопросе детальнее на примере крупного международного бизнеса, где число женщин в топ-менеджменте все еще далеко от 50%, и провел исследование с целью узнать, влияют ли на ситуацию гендерные различия в поведении мужчин и женщин.

В компании, в которой было проведено исследование, с каждым последующим уровнем в иерархии число женщин заметно понижалось. Авторы исследования первые четыре месяца собирали данные из электронных писем и расписания 500 сотрудников в одном из офисов организации. Затем 100 сотрудникам были розданы специальные социометрические бейджи, которые позволяли отслеживать поведение человека, в частности они замеряли уровень движения, расстояние по отношению к другим таким бейджам и речь (громкость и интонации в голосе, но без содержимого разговора). Таким образом исследователи могли узнать кто с кем говорит, как долго, и кто ведет разговор.

Данные, включая пол, должность и срок работы в офисе, были собраны, а затем проанализированы. Чтобы соблюдать анонимность, у авторов исследования не было данных о личностях участников эксперимента. Перед проведением исследования у авторов было несколько гипотез, почему все-таки женщины реже занимают руководящие должности:

  • у женщин не так много наставников;
  • они реже встречаются лицом к лицу с руководством;
  • они не так активны в разговоре с руководством, как мужчины.

Но в результате, по итогам исследования его авторы поняли, что на деле поведение мужчин и женщин в работе практически не отличается. Женщины общаются приблизительно с таким же количеством сотрудников, как и мужчины; и первые, и вторые проводят время с руководством практически поровну; и на работу женщины тратили столько же времени, сколько и мужчины, занимающие такую же должность. По эффективности женщины и мужчины набрали практически ровное количество баллов. И это было характерно для всех уровней иерархии. Но все же продвижения женщины по-прежнему не получали.

Если поведение мужчин и женщин одинаковое, тогда в чем же причина?

В результате эксперимента авторы пришли к мнению, что дело не в поведении мужчин и женщин, а в том, как к ним относятся. И советуя, как должны вести себя женщины (помните советы Шерил Сэндберг из ее книги «Включайся»?), мы упускаем важный момент: гендерное неравенство обусловлено не различием в поведении, а предрассудками.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Предрассудки, стереотипы — это когда две группы людей ведут себя одинаково, но относятся к ним по-разному. И согласно данным исследования, в этом корень проблемы: не в том, как действуют женщины, а как люди оценивают их действия. Причем эти стереотипы связаны не только с тем, как их воспринимают в офисе, но и в целом в обществе. В данной компании женщины увольнялись между третьим и четвертым уровнем иерархии, не дожидаясь пока их повысят наконец до топ-менеджера, спустя 4-10 лет работы. Авторы исследования выдвигают гипотезу, что данный отрезок времени мог быть связан и с другими причинами, в частности с желанием создать семью. Они не могут подтвердить или опровергнуть этот факт, но все же считают, что он никак в итоге не отменяет стереотипное восприятие мужчин и женщин.

Если мужчины, и женщины являются равными партнерами в семье, они должны получать одинаковые возможности. Но этого не происходит. Согласно докладу McKinsey & Company’s и LeanIn.Org’s за 2017 год, женщины, имеющие партнера, в 5 с половиной раз чаще занимаются домашней работой, чем их коллеги-мужчины. Другие исследования также показывают, что мужчины, имеющие детей, чаще воспринимаются как более ответственные, в то время как женщин с детьми воспринимают как менее обязательных.

Что могут делать компании

Конечно, большинство сегодняшних тренинговых программ и мастер-классов посвящены тому, как женщины могут «прокачать» свои навыки и умения. Но куда важнее, чтобы компании сосредоточились на более глобальной и фундаментальной проблеме — искоренении стереотипов. Это может подразумевать под собой как обучающие программы, так и внедрение политики в поддержку гендерного равенства.

Другая проблема заключается в рабочей нагрузке. В данной компании исследователи замерили количество нагрузки, исходя из того, как продвигались сотрудники по служебной лестнице. Нельзя сказать, что это напрямую связано с гендером, тем не менее женщины в определенный период начинают ощущать заметное давление, связанное с необходимостью балансировать семью, работу и домашние обязанности. В этом ключе компании могли бы  подумать, как они могут оправдать ожидания своих сотрудников и поддержать работающих родителей, чтобы женщинам не приходилось становиться перед выбором — работа или семья.  [traqli_related]

Компании должны подходить к вопросу гендерного неравенства как к любой другой бизнес-проблеме, учитывая данные. Большинство программ по преодолению гендерного неравенства основаны на каких-то анекдотических ситуациях или бегло проведенных исследованиях. Но для того, чтобы найти конкретные решения, подходящие для вашей компании, вам необходимо провести свои исследования, которые бы помогли ответить на вопросы:

  • действительно ли сотрудницы в вашей компании не получают продвижения?
  • действительно ли их поведение отличается от поведения коллег-мужчин?
  • и действительно ли они не получают в компании возможностей для роста?

После внедрения новых решений необходимо измерить и конечный результат, полученный вследствие нововведений. Только так компании могут перейти от дебатов касательно темы гендерного неравенства на новую стадию — действий.

Авторы исследования: Стивен Турман, Лора Фриман, Бен Вейбер

Источник: hbr.org

Фото: Родни Смит

Прокачать предпринимательские скилы, узнать о новых подходах по развитию своего дела на менторских сессиях и воркшопах (в области стратегии, маркетинга, финансов, IT, PR и продаж) вы сможете, посетив фестиваль для малого и среднего бизнеса Get Business Festival 2018, который пройдет 14 ноября в Киеве по адресу: ул. Большая Васильковская, 55, НСК «Олимпийский».

Билеты на Get Business Festival 2018 можно приобрести на get.delo.ua.

Полная программа мероприятия будет размещена на get.delo.ua 18 сентября.

— Читайте также: «Моральний» кодекс: Що пропонує жінкам нове трудове законодавство