Понимать и отпускать: Как управлять лучшими в своей команде

Dos & don`ts в работе с сотрудниками-"суперзвездами"

Казалось бы, да какие могут быть проблемы с эффективными сотрудниками-суперзвездами? Они демонстрируют результаты, достигают поставленных вами целей, что еще нужно? Но если вы думаете, что отпустить их в «свободное плавание», — лучшая идея, которая вам когда-либо приходила в голову, вы ошибаетесь. Конечно, им нужна свобода! А еще и внимание, как и любому члену вашей команды.

Что говорят эксперты

Линда Хилл, профессор Harvard Business School и сооавтор Being the Boss: The 3 Imperatives for Becoming a Great Leader, считает, что у вашей «звезды» всегда должно быть достаточно нагрузки, но так, чтобы он или она не испытывали перенапряжения и не выгорели в итоге. Кроме того, вы постоянно должны давать своему сотруднику позитивную обратную связь касательно его развития. А вот советы более конкретные:

Думайте о росте своего «звездного» сотрудника

Спрашивайте его о том, куда он хочет пойти дальше, каких навыков или знаний ему не хватает. И давайте ему возможность эти пробелы восполнить. Но Хилл напоминает, что не стоит пренебрегать «запасными» игроками, каждый член вашей команды заслуживает профессионального развития.

Давайте автономию

Вы должны показывать своим «звездам», что вы доверяете им, путем делегирования ответственности и полномочий по каким-то определенным задачам или проектам. И забудьте о микроменеджменте. Дайте своим «звездным» сотрудникам свободу. Если же формальное продвижение по карьерной лестнице для них пока что невозможно, подумайте, как можно было бы применить их лидерские навыки — возможно, через обучение или менторство других людей в команде.

Помните о разумной похвале

Вообще, «звездные» сотрудники — это такие себе отличники, для которых очень важны похвала и признание в качестве стимулов. Но тут главное не перегнуть палку. Адекватно оценивайте их вклад в общее дело, и если ваша «звезда» придумала новый проект или сделала отличную презентацию, так ей об этом и скажите. И также учите ее замечать вклад остальных членов команды, которые помогают ей быть такой успешной.

Контролируйте загрузку

Очень важно, чтобы работа была поделена честно. Конечно, это может быть сложно в случае со «звездными» сотрудниками, ведь проще дать задачу им, зная, что все будет сделано, как надо. Но то, что удобно для вас, для них может быть перегрузом, а там и до профессионального выгорания недалеко. Анализируйте, что на себя берет ваша «звезда», какие проекты или задачи можно передать другим сотрудникам, чтобы освободить ее время для того, что вам нужно. Вполне вероятно, что она не захочет ничего отдавать или делегировать, но вы должны стоять на своем. Поговорите с ней и скажите, что ваша цель — сохранить ее силы, время и энергию для чего-то другого. И опасайтесь выгорания команды. «Суперзвезды» часто задают темп в команде, но, к сожалению, не все могут поспеть за ними.

Помогайте своей «звезде» выстраивать нетворкинг

Хилл считает, что у многих отличных сотрудников есть общая проблема — выстраивание доверительных отношений: «Они быстро учатся, не задают вопросы и не строят эти «мосты» отношений, просто потому что им это не нужно». Ваша задача — научить их нетворкингу и помочь им понять, что сила в сотрудничестве.

Не будьте эгоистами

Никто не хочет терять «звездного» сотрудника, но если вы работаете с кем-то талантливым и способным, велика вероятность, что однажды ему захочется чего-то большего, что вы можете дать. Но не отпускайте его в другую компанию. Попробуйте найти в своей компании ту позицию, которую он бы с радостью занял, даже если ему придется уйти из вашего отдела или департамента. И помните, что накапливать таланты нельзя, ими нужно делиться, тем более если это идет на пользу всем.

Ключевые принципы

Do:

1. Хвалите своих «звезд» и напоминайте им о том, что нужно ценить вклад и всей остальной команды.

2. Доверяйте им путем делегирования обязанностей по определенным проектам и позволяйте им самим выбирать, как и когда они будут работать.

3. Убедитесь, что нагрузка в команде распределена адекватно. Не все ее члены могут поспеть за «звездным» сотрудником.

Don’t:

1. Не загружайте свою «звезду» задачами, иначе есть риск, что она просто сгорит.

2. Не игнорируйте остальную часть команды.

3. Не прячьте таланты. Если ваша «звезда» готова к повышению, посодействуйте ее росту по карьерной лестнице.

По материалам: hbr.org

— Читайте также: Бог простит: Замена «извините» конструктивной коммуникацией

Мы в Facebook