Учимся на ошибках: Первокурсница о стереотипах в среднем и высшем образовании

Спикер "Завтра по имени" Камилла Ружанская о школьных и университетских штампах, которые мешают

Камилла Ружанская, спикер teen-конференции «Завтра по имени_», студентка первого курса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, на Future Education Forum рассказала, какие ошибки характерны для украинского образования, с точки зрения школьников и студентов, и как поддерживать в своих детях огонек интереса к обучению.

У моей мамы пятеро детей: детсадовец, первоклассник, ученица средней школы, студентка первого курса университета и магистр. А это значит, что в нашей семье есть полное представление о том, какая она — система образования в Украине, и какие стереотипы для нее характерны.

Стереотип 1. Учиться нужно только по программе

Как только ребенок переступает порог из детского сада в школу, его тут же сажают за парты и начинают обучать по программе. Но ведь для них школа — это абсолютно новый мир, куда они приходят с горящими глазами и мечтами, а эти мечты подавляются вынужденным обучением по скучной программе. Я считаю, что первые полгода, а может, и год нужно вводить школьную программу в формате игры для детей. Родителям, кстати, хочу дать совет: поощряйте интересы своих детей. Например, моему брату 5 лет, а он бегает по дому и кричит: «Купите мне ската или павлина». То есть его сейчас интересует биология. Следите за тем, что увлекает вашего ребенка и двигайтесь в этом русле.

Стереотип 2. Каждый сам за себя

В наших школах ученики все работают по одиночке. А обучать работе их нужно в группах, потому что в будущем им придется работать в коллективе, с которым необходимо будет уметь общаться и сотрудничать. На приобретение этого навыка, который можно было бы выработать еще в школе, уйдет драгоценное время.

Стереотип 3. Строго по инструкции

От школьников ожидается, что они будут отвечать строго согласно расписанной программе. В итоге они теряют способность фантазировать, отстаивать свое мнение, к тому же, их еще и оценивают несправедливо. Например, я прихожу на семинар в университете, получаю низкий балл, подхожу к преподавателю и спрашиваю: «Что нужно сделать, чтобы получить балл выше?». На что получаю ответ: «Ты берешь текст, читаешь его и анализируешь». Ну да, так в этом и состояло задание, и вот он — мой анализ. Мой.

Стереотип 4. Обучение ради оценок

Да, я закончила школу с золотой медалью. Сейчас она у меня висит и сверкает на кухне, и я не считаю, что много пользы она мне принесла. Мы учимся ради оценок, чтобы потом получить аттестат, чтобы потом поступить в университет и там получить красный диплом. А в итоге этот красный диплом никому не нужен, ведь при приеме на работу работодателя интересуют наши навыки, а не оценки.

Стереотип 5. Студенты выбирают специальность наобум

Я училась в двух школах — девять классов проучилась в одной, а затем выиграла грант и 10-11 классы заканчивала уже в другой частной школе. И вот именно в нее я хочу прийти и работать, потому что она не похожа на остальные, так что выбор моей специальности не был случайным.

Стереотип 6. Филологи — это те, кто не знают математику

Нет! ВНО по математике я сдала даже лучше, чем по истории. В продолжение этого стереотипа еще один — филолог — это тот, кто потом обязательно пойдет работать в McDonald’s. Это не так! Филологи очень нужны и, к тому же, могут работать на пересечении нескольких сфер. В университете им. Т.Г. Шевченко есть, например, специальности «Компьютерная лингвистика», «Прикладная лингвистика». Я бы с радостью совмещала обучение на филологии и информационных технологиях, но всего не успеть, тем более, что хочется еще и работать. Из этого, кстати, вытекает следующий стереотип:

Стереотип 7. Работа и студент — понятия несовместимые

Мне 17 лет, но никто не хочет брать меня на работу (украинское законодательство разрешает несовершеннолетним детям самостоятельно вступать в трудовые отношения с 16 лет, — прим.ред.). Как только узнают, сколько мне лет, вопрос сразу становится закрыт. А затем, когда после выпуска из университета мы приходим устраиваться на работу, работодателя не устраивает отсутствие опыта. Но где же его брать в таких условиях?

Фото: Татьяна Довгань

— Читайте также: 10 причин, почему дети не хотят ходить в школу

Мы в Facebook