Карантин и дистанционное обучение: нет худа без добра

R

Как повлиял карантин на успеваемость учащихся

08.05.2020

Мирослава Товкало, руководитель образовательных программ КМДШ

Карантин каждый год приходит в учебный процесс. Но если раньше ученики и педагоги воспринимали его больше как «каникулы», то в этом году карантин приобрел более серьезные последствия. Осознавая, что он затянется надолго, в Украине началась разработка различных моделей дистанционного образования. Как со стороны Министерства, так и в частных школах. 

Благодаря автономии, каждая частная школа могла экспериментировать и искать свой рецепт успеха (или провала). До завершения учебного года остается всего несколько недель. Уже сегодня можно сказать, что частная школа КМДШ разработала собственную эффективную модель дистанционного обучения, которую можно брать в реализацию другим школам. Начиная с освоения всеми участниками процесса (учителями, родителями и учениками) новых технических инструментов и программ до реализации нового для всех формата — онлайн-уроков.

В КМДШ есть свои преимущества — уровень профессиональных компетенций учителей, вовлеченность родителей, приспособленность учеников к гаджетам. Более 90% учеников стабильно присутствует на уроках онлайн.

При этом были и свои риски, чтобы продолжить предоставлять образовательные услуги высокого уровня. Сохранить такой уровень обучения в онлайне — вызов. Но текущие результаты школьников, их активность во время учебного процесса, заинтересованность и желание постоянно узнавать что-то новое уже подтверждают, что нам это удалось.

Карантин, к сожалению, нивелирует основной приоритет образовательной политики в Украине- «равный доступ к образованию». В связи с этим возможен разрыв в знаниях между теми, кто ушел вперед, и кто за эти 3 месяца серьезно отстанет  по причине отсутствия необходимых инструментов и цифровой грамотности. 

Со стороны Министерства образования был найден успешный инструмент в текущем карантине — телевидение. Оно помогло улучшить качество уроков, сделать их более интересными и привлекательными (например, больше всего ученики смотрели уроки английского). Однако из неформальных бесед с директорами школ выяснилось, что количество учащихся онлайн не намного выросло. Телевизионные уроки теоретически предоставили возможность ученикам «пройти» новый материал, но точно не усвоить его. Поэтому здесь также необходим прозрачный государственный мониторинг со стороны Министерства образования и науки в начале следующего учебного года, чтобы определить уровень учащихся.

О карантине и ЗНО 

Думаю, что не существенно — так как их приоритеты в прошлом году были направлены на подготовку к ЗНО. Например, в школах КМДШ подготовка происходит в формате онлайновых консультаций с учителями. В этом году у нас впервые будет выпуск 11-классников. Выпускной, скорее всего, состоится в режиме Zoom-party, но еще есть надежда отпраздновать в августе окончание школы не дистанционно, а с объятиями.

Министерство со своей стороны приняло взвешенное решение — перенести ЗНО на конец июня-середину августа, чтобы не дискредитировать его сути и не нивелировать результатов учеников. 

Вынужденная ситуация с карантином обязательно закончится и школы точно внедрят новые инструменты в подходы к обучению.