По материалам тренинга «Ребенок – частица нас», авторства Анастасии Гарбарук, психолога, управляющей ресторана «Baby Rock«.
За анонсами следующих тренингов следите в нашем календаре. ( Место проведения: ресторан «Oxota na Ovets»).
Пожалуй, самый главный период в жизни ребенка – это возраст до 7 лет. Именно в это время заканчивается формирование мозга, и он начинает работать на 100%.
Почему речь о мозге? Дело в том, что до трех лет у малыша работает только правое полушарие. После трех лет в работу включается левое, которое отвечает за логику и творчество. Начинается новый этап развития.
Именно с этим физиологическим процессом связан пресловутый кризис трех лет. Причем начнется он в два с половиной года или в четыре, зависит от ребенка.
Главный признак начала «кризиса»: у ребенка в лексиконе появляется фраза «Я сам», он начинает отождествлять себя отдельно от матери. У него включается левое полушарие, отвечающее за фантазию. Отсюда первый обман и странные фантазии.
Очень важный момент: кризис трех лет будет спроецирован на подростковый. Все проявления будут повторены, если не пережить этот период правильно.
Рекомендации Анастасии:
- терпение, терпение и еще раз терпение;
- боритесь с эмоциями, не срывайтесь;
- правильно реагируйте на обман.
Теперь детальнее.
Если у ребенка ярко проявляется негативизм – категоричное «нет» на все в мире — это типичный протест на действие (ведь проще сказать нет, чем сделать). В таком случае показывайте вдохновляющие примеры. Например, паралимпи́йские игры.
Рассказывайте примеры из своего детства, показывающие, что вы были такими же, и что не сразу взрослые вырастают такими замечательными. Только говорите искренне! Ребенок легко «читает» вранье.
Хорошая новость: при правильном подходе негативизм продлится не более четырех месяцев.
Почему важно терпение и внимательное отношение именно в этот период? Дело в том, что, если упустить момент, это может перейти в следующий этап: бунт, деспотизм. В таком случае ребенок не только требует быть в центре внимания, но и причиняет окружающим боль. Малышу настолько плохо, что он не знает, как с этим справиться, и начинает искать утешения. Начинает теребить мочку уха, сосать палец, раздражать половые органы.
Также важно помнить, что наказание эффективно только с 3,5 лет, когда уже присутствует логическое мышление. До этого времени у ребенка попросту нет понимания, за что его наказали, он не делает выводов.
Потому, если ребенок выводит из себя:
- посчитайте до 10;
- узнайте причины поведения (когда понятны причины, то сразу ясно, что с этим делать);
- не говорите: «Да сколько можно!» (это приведет к безразличию).
Если же наказание необходимо, правила таковы:
- наказывать НЕ физически (лишь в исключительных случаях можно слегка шлепнуть);
- НЕ оставлять ребенка наедине с самим собой (он не делает выводов, а слова извинения — это лишь память манипуляции);
- наказание должно длиться столько минут, сколько ребенку лет, и не больше;
- и очень важный момент: научитесь извиняться перед ребенком.
Также очень хорошо работает правильное переключение внимания. Именно правильное, а не категорически иное. Если ребенок экспериментирует (по-вашему безобразничает и делает на зло), адаптируйте ситуацию. Стучит по столу? Дайте барабан. Выливает воду из ванной на пол? Подставьте тазик.
В продолжении мы поговорим о правилах воспитания самостоятельности и трудолюбия, а также научимся видеть манипуляции и распознавать причины негативных реакций.