Мария Федоренко: Ваш ребенок ничего не ест?

5 причин от специалиста по здоровому питанию

05.02.2020

Мария Федоренко, специалист по здоровому питании

 

 Устали бороться с ребенком в попытках накормить правильной едой? Я встречаю эту проблему чаще чем лишний вес. Работая с родителями тех и других, я выделила закономерности.

Давайте разберем причины «плохого» аппетита наших детей.

 

Ребенок ест достаточно, но меньше, чем хотелось бы родителям 

 

В нашей генетической памяти еще есть место страху голода. Для наших предков аппетит и упитанность ребенка были вопросами выживания. Ситуация изменилась. 

Современные родители под присмотром бабушек и дедушек постоянно бояться, что их чадо останется голодным. «Ну съешь хоть что-нибудь» превращается в список из пяти продуктов, на который согласны и дети, и родители. Часто этот список состоит в основном из углеводов (макароны, хлеб, картофель, каши, булки, сладости).

Не забывайте, что после двух лет у ребенка замедляется рост, он начинает поглощать информацию. Естественно, что аппетит падает и уже нет необходимости в частом питании. Достаточно трех основных приемов и одного-двух перекусов. 

Пересмотрите порции. Возможно, вы накладываете непосильную порцию. Не существует каких-либо норм, мы разные. Кому-то нужно больше, а кому-то меньше. 

Ребенок не голоден

Самая распространенная причина. Ребенок получает 80% калорий из перекусов. Это означает, что ему хватает энергии для жизни, поэтому нет необходимости добирать в обед или ужин. Так в чем тогда проблема?

  • Во-первых, перекусы состоят из продуктов с низкой нутрициологической ценностью (печенье, соки, хлеб, конфеты), а значит ребенок получает из такой еды минимум минералов и витаминов.
  • Во-вторых, постоянные перекусы стимулируют беспрерывную выработку инсулина, что ведет к дисбалансу гормонов, инсулинорезистентности, лишнему весу и нарушению работы органов.
  • В-третьих, сесть за стол и потратить время на «безвкусный суп» становится слишком сложно, когда  можно перекусить на ходу сладеньким. 

Делайте паузы. Обратите внимание, сколько раз в день ест ребенок и как он это делает. В культуре людей никогда не было нормальным есть на ходу, в одиночестве. Запретите детям бесконтрольно таскать еду. Приучайте к тому, что прием пищи происходит в конкретное время, в конкретном месте. Ешьте всей семьей. Заведите правила. 

Чистые промежутки. Между приемами пищи никакой еды и напитков. Только вода. Даже жвачка стимулирует выработку гормонов аппетита и голода и нарушает нормальную работу. 

 

Избирательный едок 

Дети с двух лет становятся избирательны в еде. Ребенок уже попробовал много всего и позволяет себе выбирать. Признаки избирательности: консистенция, вкус, запах, вид, цвет. Ребенок отказывается от одного или группы продуктов. Он это делает не из вредности: он уже определился, что ему вкусно, и не желает пробовать новое. Избирательный аппетит не опасен. Исключение, когда список продуктов очень ограничен.

Что делать? Не переживать! Ситуация изменится к 8-10 годам, если все делать правильно. 

Постоянно предлагать новые продукты и не ожидать, что ребенок попробует.

Важно, чтобы продукты постоянно были на виду и в рационе других членов семьи. Не получится внезапно достать баклажан и дать ребенку. Если он его никогда не видел, то вряд ли готов пробовать. А вот если брокколи, бобовые, салаты постоянно на столе, то он попробует, когда будет готов. 

Старайтесь, чтобы хотя бы один продукт из каждой группы был в рационе ребенка 1-2 раза в неделю. Например, если из молочных продуктов ребенок есть только творог и только в сырниках, значит, пусть будут сырники пару раз в неделю. 

Еда – это стресс 

Ребенок неохотно садится за стол есть, если процесс проходит под давлением. «Ешь овощи! Ешь котлету! Не встанешь, пока не доешь!» Со временем ребенок привыкает, что еда – это мука и пытка. Ему проще не садиться за стол и сказать, что не голоден, чем проживать это снова и снова. 

Хотя бы раз в день садитесь за стол семьей, неважно, какого возраста ваши дети. Уберите гаджеты, поговорите, фокусируйтесь на своей тарелке и на атмосфере ужина, а не на том, чего и сколько съел ребенок. Я понимаю, что это трудно. Но начните с малого.

Не ожидайте, что сразу получится. Вы вдруг решили все изменить и не давить. Но ребенку нужно время, чтобы это прочувствовать и привыкнуть. Когда предлагаете новый продукт в 28-й раз и слышите «нет», не расстраивайтесь. Дети это понимают и подсознательно чувствуют недовольство. 

Сместите акценты. Цель не набить желудок, а пообщаться и узнать, как у кого дела. 

 

Отвлекающие факторы 

Кому из нас не знакомы изощренные уловки, на которые идут родители в надежде накормить ребенка. Мультфильмы, игры, танцы с бубном, спектакль в ролях, огненное шоу и фокусы. Кажется, что это хороший способ – ребенок просто открывает рот, а мы закидываем туда, что нужно. 

На самом деле рассеянное внимание и отвлекающие уловки снижают интерес к еде. Ребенок не видит еду, не ощущает ее, не различает вкусы, ест даже то, что не нравится. 

Важно научить ребенка, что для всего свое время и место. Игры и мультфильмы – в комнате, на кухне – мы готовим и едим. 

Сначала мы не можем накормить ребенка без планшета или телефона, а потом планшет и телефон ассоциируется с едой. И вырастает взрослый с расстройством пищевого поведения. 

Другие причины плохого аппетита: усталость, болезнь, сезонность, заболевания ЖКТ, аллергия, расстройство пищевого поведения. Родители знают своего ребенка, как никто. Учитывайте особенности и желания. Учите разбираться в еде, делать правильный выбор, есть в определенном месте. Культура питания, как любая другая культура, формирует личность и отношение к себе. Чем проще еда, тем она полезнее. Мы воспитываем детей всю жизнь, то почему мы решили, что научим их правильно питаться за месяц или даже два? 

И не забывайте о здравом смысле.

 

Фото из архива Марии Федоренко

Читайте также: WoMo-находка: Книга-практикум «Я сегодня иду в садик»