Надежда Перевизнык, специалист по коммуникациям, в рамках мастер-класса «Монро, Тетчер чи Ксена — Персональний бренд сучасної жінки» поделилась своими секретами о том, как построить свой собственный бренд, не впадая в крайности.
Бренд – сегодня феномен нашего времени. Говорят, плох тот товар или услуга, которые не хотят стать брендом. В бизнесе вы также можете «продавать» себя как специалиста высокого уровня.
Задайте же себе вопрос: кто вы как бренд? Делаю акцент — речь идет только о профессиональных качествах!
В маркетинге есть очень простой прием, с помощью которого создают бренд продукта или услуги — колесо бренда. Согласно этой матрице, у бренда есть пять уровней.
Внешние атрибуты
То, что вы можете ощутить своими органами чувств. Цвет, форма, запах, звук… Современные бренды давно уже имеют не только логотип и фирменные цвета. Вспомните звонок Nokia или характерный звук, когда открывается бутылочка Coca-Cola.
Реальные выгоды, которые дает бренд
Телефончик с надкусанным яблочком дает нам возможность звонить, писать смс, выходить в интернет. Каждый бренд имеет свою реальную характеристику.
Эмоции
В этом пласте и скрывается весь современный маркетинг — эмоциональные характеристики, которые дает бренд от владения ним. Это то, почему вы хотите иметь тапки Prada, BMW, отдыхать в определенных местах. Часто люди покупают бренды, чтобы чувствовать свою принадлежность к определенной группе. В Украине сегодня карта ценностей перекручена. Согласно исследованиям, для нас статус — на первом месте. За границей часто внешние атрибуты соответствуют характеристикам, а у нас — попробуй догадайся…
Личность
Когда маркетологи не могут добраться до сути бренда (см.п.5), то им помогает этот пункт, предлагающий представить его в качестве личности. Приведу пример. К Евро-2012 мы принимали участие в тендере на создание бренда Львова. И вот во время мозгового штурма у нас был небольшой ступор — в чем же суть бренда этого города? Не могли мы добраться до самой сердцевины, и нам помогло представление города как личности. Вот какой он Львов? Мужчина, не младше 30 лет, солидный, стильный, коммуникабельный, современный, культурный… И благородный. Именно этим словом мы и определили сущность этого культурного и гастрономического центра Украины.
Суть бренда
То, что про продукт можно сказать одним словом или одной фразой. Сердце бренда максимально четко и просто рассказывает о товаре. Например, газированный напиток №1 в мире? И сразу в голове всплывает та самая Coca-Cola.
Как же это колесо можно использовать в построении своего профессионального бренда?
1. Начнем из сердцевинки. Очень часто мы грешим тем, что у нас нет своего четкого позиционирования. Сегодня ты журналистка или пиарщик, а завтра играешь на пианино и организовываешь корпоративы. Это вредит вашему бренду. Определитесь, кто вы в данный момент.
2. Сегодня в Украине популярна персонализация бизнеса — когда компании называют именами владельцев. Но помните, персонализуя свой бизнес, вам в будущем будет невероятно сложно делегировать.
3. Эмоциональные характеристики — это ваш тип поведения. Вы можете быть милой и нежной Мэрилин Монро, резкой и боевой Ксеной-принцессой воин или сдержанной Тэтчер. Однако в профессиональной сфере работает один тип поведения. Если каждый день проявлять себя по-разному, ваш коллектив будет чувствовать себя растерянно. Профессиональный имидж должен быть целостным. Например, для себя определила, что я — дипломат-коммуникатор. Элементарный совет — вы берете свою сильную сторону и закрепляете ее. Если ваше отличие — эмоциональность, то зачем учиться быть сдержанной мегерой? Просто примите этот ваш стиль, но помните, что по мере развития, вы можете меняться.
4. Реальные характеристики: пропишите детально — кто вы есть и что можете предложить на рынке. Отлично работает стратегия: чего бы выхотели достичь в ближайшее время, лет через 5-10.
5. И, конечно, нужно заботиться о своем стиле. Я поклонница фразы «Претендуешь — соответствуй». Внешний вид и стиль имеют значение в бизнесе при всей демократичности. Работая в рекламе, я носила дреды и кроксы, став генеральным продюсером, я полюбила пиджаки. А перейдя в ресторанную сферу, ко мне пришла любовь к платьям и аксессурам. Я понимала, что я — часть красивого мира, за который люди платят деньги, и как маркетинг-директор я не могла прийти в такое место в обычных кроссовках. Ко мне это понимание пришло сознательно. Но помните, что бизнес — это не обязательно пиджак, вспомните того же Ричарда Брэнсона. У вас должен быть собственный узнаваемый стиль.
- Читайте также: 8 уроков по построению персонального бренда от Айрис Апфель