Мой ребенок в группе «новенький»

Секреты адаптации детей к любым новым коллективам

Светлана Ройз, детский, семейный психолог, Член Европейской профессиональной психотерапевтической Лиги, автор книг «Волшебная палочка для родителей», «Где живет Ангел» и том, как безболезненно пройти период адаптации ребенка в новом коллективе.

Любые перемены вызывают вполне закономерную тревогу. Родительскую, а затем, детскую. У каждого из нас есть свой опыт прощания со старым и вхождения в новый коллектив. Будем стараться не переносить его на своих чад. У них — свой потенциал, свои задачи, своя история.

То, что очень важно слышать, чувствовать, видеть ребенку в глазах родителя (как и нашему взрослому партнеру) — «Я в тебя верю. Если нужна помощь, я рядом. Но я точно знаю, что ты справишься сам».

Нам важно помнить:

— что идеальных систем не бывает. Только трудности, которые, конечно, по силам ребенку, дают ему опыт победы и ощущение силы.

— что 12 баллов по всем предметам иметь совершенно не обязательно и очень многое из того, что мы сами проходили в школе, нам не пригодилось во взрослой жизни.

— что школа — не должна быть всей жизнью ребенка. Это только часть жизни.

— что ребенок, не уверенный в любви родителей, начинает фиксироваться на «успешности» — он обходным путем, через внешние успехи, заслуживает внимание. Это приводит к излишнему напряжению и, в конце концов, неврозу, психосоматическим болезням.

— что-то, что не устроено, не состыковано, не досказано и не прожито дома, будет отражаться на школьной жизни.

— что учителя не несут ответственности за душу нашего ребенка.

Итак:

1. Если было принято решение о переходе в другую школу (садик), подумайте чем оно продиктовано? Это вынужденное или «добровольно — эволюционное решение»? Это побег из плохих условий, попытка избежать конфликта или осознанный выбор? Это решение совпадает с другими изменениями в жизни ребенка (переезд, развод родителей, появление младшего детеныша? Это решение самих родителей или оно согласовано с ребенком? Если мы ответили «да» на первую часть вопросов, нужно будет приложить чуть больше усилий, чтобы дать ребенку ресурс перед новым школьным годом.(Идеально, если между школами ребенок отдохнет в лагере, пойдет на новый кружок, секцию, получит новый позитивный опыт общения в группе).

2. Чем бы ни было продиктовано решение, нам важно (точнее, нашему подсознанию) «совершить ритуал». Только закрыв одну дверь, мы открываем другую. Помните, как в народной традиции встречают- провожают перемены? — либо оплакиванием, либо празднованием. Это позволяет поставить точку  — выпустить не прожитое и незавершенное.Если у ребенка отношения с одноклассниками хорошие — можно устроить пикник, мини- встречу, где бы нашему ребенку могли бы сказать теплые слова, сказать, что в нем ценят. И важно — договориться встречаться время от времени или контактировать в соцсетях. Сделать общее фото друзей. Можно сделать маленький семейный ужин в честь ребенка или просто купить маленький подарок на память. Если ребенок уходит из школы из- за конфликта — важную «точку» поставить все равно важно.

3. Подготовительная работа родителей. В старой школе — поговорить с директором, классным руководителем, психологом. Поблагодарить (если есть, за что). Спросить — на что важно обратить внимание. В новой школе — походить по самой школе, почувствовать атмосферу, постоять под кабинетом (если еще учебное время), послушать шумовой фон, посмотреть на школьников, насколько они раскованны, посмотреть, насколько открыта информация о школьной жизни (на стенах часто развешивают фотографии, вывешивают планы и прочая). При встрече с директором или классным руководителем — рассказать о том, почему приняли решение сменить школу, об особенностях ребенка, его сильных сторонах и ваших ожиданиях.

4. Подготовительная работа с ребенком. Куда бы мы не переходили — мы с собой переносим себя — со своими плюсами и минусами. Я предлагаю детям игру — размышление » колючки  и магниты». Магниты — это те качества, которые привлекают к нам людей — например,  наше остроумие, наша доброта, наша надежность. Но наши колючки могут причинят боль и отпугивать друзей. Например, наша вспыльчивость, обидчивость, необязательность. Дети сами пишут несколько «колючек» и обязательно вдвое больше «магнитиков». «Колючки» — это то, из-за чего и могли возникать конфликты и непонимание в старой школе. То, из-за чего ребенок и говорил «со мной не дружат».

Если из фамилии ребенка можно сделать дразнилку, сами придумываем вместе с ним веселые варианты «обзывалок». Так мы делаем прививку от обидчивости.

Есть дети с обостренным и «субъективным» чувством справедливости. Они ябедничают, совершенно искренне считая, что «помогают обществу». Нам важно объяснить разницу между правдивостью и справедливостью и поведением ябеды.

Я часто для иллюстрации адаптации ребенка к новому месту использую метафору пересаживания цветка в новый вазон. Ему нужно время, чтобы привыкнуть, вживиться, пустить корни. Первое время цветку требуется более бережный уход, он чувствителен к любым воздействиям. Но через несколько недель — месяц он уже крепок и силен. (Удобрением и влагой для ребенка становятся наша поддержка, забота, доверие).

Мы помним, что мы можем разниться по темпераменту. Что есть разные психотипы, разные телесные типы, темпоритмы, особенности восприятия информации. Если наш ребенок интроверт — ему для общения будет достаточно одного- двух человек, от долгого пребывания в группе, в шумном месте, он одет уставать, капризничать, болеть. Ребенок- экстраверт —  нуждается в контактах и активном обмене эмоций. Это для него питательная среда. Без нее он устает, капризничает, болеет.

Телу ребенка должно быть комфортно. Если ему небезопасно, вся учебная информация будет блокироваться. Ребенку важно знать, где туалет, где столовая, где взять воду для питья. У него с собой должны быть влажные и сухие салфетки.

Если в школе есть дресс-код — его важно соблюдать, подбирая все же удобную и качественную одежду.

Памятка для ребенка. То, что помогает быстрее превратиться из «новичка» в «старичка»:

— приветливость;

— умение знакомиться;

— аккуратность;

— хорошая осанка;

— разносторонность интересов.

Важно:

— не ждать, что тебя сразу «примут в компанию». Классу тоже нужно время на адаптацию;

— наблюдать и изучить правила и «законы» нового класса;

— присматриваться к одноклассникам, откликаться на приглашение к контакту;

— не заискивать, не покупать внимание подарками;

— не рассказывать о том, как было хорошо в прежней школе;

— не хвастаться и не врать о себе- не ябедничать;

— если в классе есть группировки и лидеры, если группы начали перетягивать на свою сторону, важно сказать — мне сейчас все интересны и важны;

— не изменять себе, не соглашаться на то, что считаешь неправильным;

— задавать вопросы и спрашивать совета у тех, кому доверяешь;

— излишне не привлекать к себе внимание;

— если становится сложно и одиноко — представлять за собой родителей, друзей, тех, кому доверяешь — как будто на них опираешься, как на стену;

Любые изменения, любой новый опыт, любые контакты с новыми людьми делают нас и наших детей сильнее, мудрее.

Кстати, немало наглядных советов вы найдете и в этом видео:

Пусть все адаптации в жизни наших детей проходят легко и безболезненно. Радостного взросления.

Мы в Facebook