На всех парусах: Марина Николаева о мечте и яхтостроении

16.07.2020

Белоснежная яхта, голубые волны океана, теплый, ласкающий закат — такая картина возникает, когда мы говорим о свободе, романтике, роскоши и путешествиях. Яхта у всех ассоциируется именно с отдыхом. Ее утонченные обводы, блестящие на солнце леера и бархатная тиковая палуба как бы говорят своим гостям расслабиться, вкусить бокал вина и забыть обо всем. А можно ли все эти удовольствия совместить с бизнесом? Конечно, уверена Марина Николаева, совладелец и СЕО украинской яхтостроительной компании Marina Group.

О физике и лирике

В 9 классе я влюбилась. Это непередаваемые ощущения, когда ты понимаешь, некую магию и творишь чудеса. Я влюбилась в физику. Она погружает в мир, где все объяснимо и понятно. Я стала усердно учиться по специализированной программе, с полной готовностью и уверенностью осуществить свою первую мечту — поступить в Ленинградский университет.

Были ли отговоры? Безусловно! Каждый считал своим долгом вразумить, сказав, что я слишком замахнулась — из провинции да в центральный вуз страны. Что ничего не получится, что физика сложнейшая наука, а я девочка. Как думаете, меня это останавливало? Я продолжала познавать науку и поступила, доказав всем, что мечты могут стать реальностью, только нужно приложить побольше усилий. Когда тебе нравится то, чем ты занимаешься, то эти усилия не кажутся жертвой и преодолеваются с удовольствием.

На первом курсе я обрела свою первую и последнюю любовь, человека, с которым построила свое будущее, создала семью, человека, научившего мечтать больше, ставить цели выше и давать глоток необходимого для жизни творческого кислорода. Все лето после первого курса мы провели вместе на море, где и родилась моя любовь к морским путешествиям.

Мой муж доверил мне самое ценное в жизни — свою мечту, которую нес сквозь года, и, встретив меня, заразил меня ею. Я видела в его глазах того маленького огненно-рыжего кучерявого мальчика, который приметил в витрине «Детского мира» большой деревянный парусник. Это настолько поразило его воображение, что он стал читать книги о кораблях. А позже, в школе, каждого 3-го числа месяца он бежал покупать свой вожделенный журнал про яхты, единственный в 1970-е годы выпускавшийся в СССР.

А в 7 классе в спальне родителей он создал свой первый полутораметровый макет деревянной яхты, начиная воплощать мечту в реальность, к которой можно прикоснуться. Благодаря поддержке родителей он продолжил заниматься любимым делом и поступил в кораблестроительный институт в Ленинграде.

О кризисе как возможности

На момент окончания университета я уже работала по специальности и писала научные работы по ядерной физике, думая, как буду доносить миру важность и силу этой волшебной науки. Но наступили 90-е: наш научный центр закрыли, свернув все проекты. Мой научный руководитель тогда сказал: «На ближайшие 20 лет о большой физике можешь забыть». И я с красным дипломом ядерного физика и с красными от слез глазами оказалась на бирже труда. У вас забирали мечту? А я в тот момент поняла, насколько мизерны все проблемы, если есть цель, к которой ты идешь, и как сложно даже дышать, когда ее у тебя забирают. Знаете, что меня тогда спасло? Семья. Семья, которая меня воспитала, семья, которая меня приняла, и семья, которую создали мы.

Именно тогда мы с мужем решили, что создадим свое дело, которое будет приносить удовольствие, которое не будет зависит ни от государственного финансирования, ни от решения чинуш, где мы будем принимать решения сами. Его страсть к яхтам и моя страсть к морю и путешествиям должны воплотиться во что-то большее: мы решили строить яхты. Тогда мы не думали о сверхприбыльности, маржинальности и других финансово-экономических понятиях, мы хотели заниматься тем делом, которое вдохновляло!

Мы начали искать партнеров, потому что никакого кредита нам бы не хватило даже для старта. Многие пытались нас отговорить: мол, в Украине этот бизнес не пойдет, строить яхты очень сложно. Но я уже это проходила, а мой муж верил в идею, в нашу идею.

Несмотря на то что в те времена Украина слыла судостроительной державой, но яхтостроение — это совсем другое, более высокотехнологичное производство. И здесь Украина была black zone. В нас многие не поверили, и прошли годы, прежде чем у нас получилось.

А начали мы с того, что на подаренные на свадьбу деньги купили два маленьких станочка и стали дома делать деревянные резные люстры, потом постепенно расширили ассортимент, приняли работников. Параллельно писали бизнес-план яхтостроительной компании. За эти годы мы учились: я получила второе высшее, юридическое, образование и пошла работать на производственное предприятие юристом, чтобы понимать, как производство работает изнутри. Супруг устраивался простым рабочим на ведущие яхтостроительные верфи в Голландии и Италии, чтобы «пощупать» все технологии. Мы совершенствовали свой бизнес-план и продолжали учиться. Впоследствии мы подсчитали, что за пять с лишним лет поиска партнеров мы обошли со своим бизнес-планом более 200 человек, организаций и предприятий и 200 раз услышали «нет». Но мы не опускали руки и шли дальше.

О «Марине»

Приехав однажды навестить дочь в летнем лагере на море, мы случайно встретили молодого человека и разговорились. Я не помню, сколько длилась беседа, ведь мы говорили о яхтах, о нашей мечте, а в эти моменты время не ощущалось.

Он тоже любил яхты и мог обеспечить нужные финансы. Мы создали первое предприятие. Закупили оборудование, материалы, заложили корпус первой яхты. Это была 20-метровая деревянная яхта, прототип которой создан мальчик-мечтатель. Строили мы не под заказчика, а значит главной задачей было ее продать, а это обычно делают на специализированных выставках.

Мы замахнулись на выставку в Дюссельдорфе — самую престижную, с самыми требовательными клиентами. Организаторы не верили, что постройка яхты, технология которой считалась очень трудоемкой и дорогой, займет у нас не стандартные три года, а только год.  Этот год пролетел как один день. Мы жили на производстве, цеха работали в три смены, и спустя год на стенде с нашей красавицей развивался огромный флаг Украины. Первая украинская яхта на международной арене. Это был момент особенной гордости.

Нам удалось продать яхту за хорошую цену: к тому времени закончился бюджет у нашего партнера, мы сами взяли кредит под квартиру. Но продажа яхты перекрыла все эти расходы и даже позволила нам планировать следующие проекты.

О потере и возрождении

Воодушевленные, мы вернулись с выставки домой и ждали возвращения бизнес-партнера, у которого были все деньги от сделки. Проходят дни, а он не выходит на связь. У нас растут задолженности. А однажды узнаем, что мы уже не соучредители нашей компании. В один прекрасный день нас просто не пустили на производство. Мой муж был разбит: у него украли мечту и дело всей его жизни. Помните, я говорила, что сложно дышать, в какой-то момент мне показалось, что он перестал.

Я усадила его за компьютер и убедила в том, что, создав уникальный продукт один раз, мы сможем сделать это во второй, третий, сотый раз. И удача вновь повернулась к нам лицом. Прошли месяцы создания нового проекта. Нам позвонил человек, который видел нашу первую яхту, был в курсе наших злоключений и был готов доверить нам свою мечту. Он дал нам опору, возможность сделать то, о чем мы мечтали изначально и что несли в своем продукте. Тогда, в 2005-м, мы с супругом зарегистрировали свою яхтостроительную компанию Marina Group.

О компании

Мы воплощаем мечты людей о свободе, романтике, приключениях, подчеркивая статус и состоятельность наших клиентов. Мы строим яхты. Наша особая гордость — яхты, корпуса которых изготовлены из красного дерева. Это high level в мировой иерархии яхтостроения. В Украине мы единственная компания, которая имеет такую практику и опыт. Строим яхты только по индивидуальному проекту, для конкретного заказчика. Мы воплощаем его мечту.

Производственный процесс начинается с технического задания, описания. Важный этап — согласование с регистром, что дает заказчику гарантию безопасности и надежности яхты в эксплуатации, мы работаем по европейским сертификатам качества.

После оформления проекта и согласования его с регистрационным обществом приступаем к построению судна. Наше оборудование лучшее среди мировых брендов. Наши сильные стороны: опыт, мастерство, квалификация, которые гарантируют высокое качество. Технологический процесс заканчивается передачей готового судна судовладельцу.

Но это не просто яхта. Это мечта. Наша миссия — воплощать мечты заказчиков в реальность.

Мы построили яхты, которые живут в США, Голландии, Германии, Италии, странах Балтии, Хорватии, России, Австралии и даже в Монако, где самые большие яхтенные марины и красивейшие яхты. Мы уверенно идем вперед, ставя новые цели.

О ценных уроках в бизнесе

Если ты хочешь заняться бизнесом, то положи в основу свою мечту. Многие ошибочно начинают свой бизнес с единственной целью получить деньги. Деньги — это, конечно, важно, но они лишь инструмент. Они как воздух, без него жить нельзя, но можем ли мы сказать, что цель жизни — дышать? Так же и деньги: они необходимы, чтобы осуществить мечту.

Наши клиенты — состоятельные люди, которые достигли определенных высот как предприниматели и профессионалы, нам было чему у них поучиться. Мы говорили с ними и об успехе, и о том, что для успеха важно. Важно мечтать и ставить цель. Много работать для ее достижения. Цель будет достигнута, но при двух условиях. Первое: цель должна быть безумно амбициозной, великой и вашей. Второе: надо учиться и быть абсолютным профессионалом в вашей сфере.

Еще один очень важный урок, актуальный сейчас, когда информация распространяется очень быстро и имеет огромное влияние: как только к тебе пришла идея, которая тебя драйвит, которая будит тебя на рассвете, бери и делай сразу же. Если отложишь, мол, надо почитать, поспрашивать, то упустишь время, и твою идею кто-то воплотит раньше тебя.

Так что мечтайте, ставьте амбициозные цели, учитесь и совершенствуйтесь, никому не позволяя забрать у вас мечту, и она обязательно осуществится.

 

Фотографии из личного архива Марины Николаевой.