Нана Коренева: «Подростками мало кто занимается, но все от них что-то требуют»

IT как инструмент развития подростков

10.11.2016

nanaАвтор образовательного проекта GoITeens Нана Коренева выступает за интересы подростков и рассказывает о том, чего хотят именно они, о новых ролях родителей и почему в IT-отрасли всего 12% женщин.

IT проникает во все сферы деятельности человека, поэтому эта тема будет актуальной всегда — станет ли человек работать в сфере разработки программного обеспечения или будет просто грамотным пользователем. В GoITeens мы обучаем программированию и углубленно занимаемся развитием эмоционального интеллекта. Но в подростковом возрасте IT является инструментом развития в первую очередь computational thinking – мы учим смотреть на жизнь сквозь призму алгоритмов, постановки/решения задач, учим мыслить проектами, целями, управлять собой и относиться экологично по отношению к окружающим. Мы очень много внимания уделяем стадиям переходного возраста и подростковой мотивации на каждой из них. Поэтому, например, обучать начинаем только с 11 лет, а ждать профессиональных результатов — от ребят 15-17 лет, уровень психологического и когнитивного развития которых при интенсивном и относительно длительном обучении позволит стать junior specialist еще до поступления в вуз. Курсы созданы с учетом этих особенностей.

Подростки 11-14 лет познают себя через активность и взаимодействие с другими, в этом возрасте пока не идет речь о самоопределении. Это возраст, когда важно понять и принять себя, получить поддержку в своих начинаниях, научить учиться и работать — в команде и индивидуально, вернуть любопытство, получить ощущение времени и начать работу с самодисциплиной. Мы начали с идеи обучения программированию, а создали целую экосистему вокруг подростков, где IT является поводом, безболезненное прохождение через подростковый период — целью, а внимание и любовь — основой. Эти ребята с детства — с гаджетами, поэтому углубленное изучение IT для них так же органично и необходимо, как и изучение английского языка — без этого сложно будет составлять разумную конкуренцию своим интенсивно развивающимся сверстникам. Не просто стать айтишником, а вырасти здоровой, гармонично развитой и уверенной в себе личностью, успешным профессионалом, который относится к жизни не только как пользователь, но и как ее разработчик. В этом цель создания образовательной платформы. Поэтому развитию hard skills (профессиональным навыкам) и soft skills (развитию личностных компетенций, эмоционального интеллекта) мы уделяем равное время и внимание.

О призвании

Когда мы запускали пилот проекта, то общение с подростками стало для меня катарсисом. Оказалось, что общение с ними лично мне дает гораздо больше, чем общение со взрослыми. Абсолютная искренность при выстроенных отношениях, отсутствие стереотипов и блоков, совершенно иной и свежий взгляд на привычную нам жизнь – они другие. Они дают смыслы до слез и мурашек. Их нужно принимать такими, какие они есть. Не менять, не мучить, просто любить. И помогать, направлять. И тогда они открываются. И нет ничего ценнее их доверия. Отсюда и ответственность за людей, которых мы приводим в качестве наставников в команду. За программу — она находится в постоянном совершенствовании. И за создание все новых продуктов в этой экосистеме, в центре которой всегда находился и будет именно подросток — с его непонятными, в первую очередь ему самому, бушующими гормонами, путаницей в желаниях и целях, страхах и надеждах.

12309468_441095942748001_5761405323484611070_o

О команде

Наставничество лучших — основа системы обучения. На группу (мы называем их командами) из 10 подростков есть два наставника — IT-специалист (hard skills) и бизнес-коуч (soft skills). В выборе наставника самое главное, как ни банально, чтобы он был хорошим человеком, интересной личностью, и лишь после этого — хорошим специалистом. У кого мы лучше всего учимся? У тех, кто нам нравится. Поэтому с наставниками, которые не могут выстроить доверительные отношения с подростками, нам приходится прощаться. Также мы сотрудничаем с психологом, которая помогает айтишникам (у которых, как правило, не было практики общения и преподавания тинейджерам до этого) наладить адгезию с подростками — методические рекомендации даются с учетом особенностей наставника и подростков в группе вплоть до рассадки на занятиях. Но мы не можем решить всех проблем или задач подростков, у каждого своя роль – у родителей, школы, социума, нас.

Важно осознавать, что детский успех в жизни и в обучении в частности на 80% зависит от степени и экологичности вовлечения родителей в этот процесс. Так что, несмотря на создаваемую экосистему, мы четко понимаем, на что мы влиять можем, а что остается областью ответственности родителей или школы.

Особенностью обучения является программа предпринимательства в последнем триместре обучения (каждого девятимесячного цикла) на занятиях по soft skills, которые проходят синхронно с работой над индивидуальными проектами на hard skills. Венцом обучения является питч (pitch) — это закрытый урок, на который приглашаются известные стартаперы, айтишники, предприниматели, которые выступают в роли экспертов, когда подростки по всем правилам взрослого питча презентуют свои проекты. Примечательно то, что презентационным навыкам намеренно мы не обучаем, этому уделяется всего 1-2 занятия. Закладывая основательную уверенность в себе во время работы с эмоциональным интеллектом, подростку выйти на сцену и рассказать о себе или проекте становится естественным шагом. Поэтому и удивляются эксперты, что их коллеги и в 25 лет не могут так питчиться. Взрослые хватают недостающие навыки на коротких тренингах, мастер-классах — на ходу. С подростками есть время на то, чтобы накачать эти социальные “мышцы” и получить навыки. У нас в проекте ребят, которые учатся первый или второй год, отличить легко — по уверенности в себе.

О психологии подростков

Если подростки 11-14 лет познают себя через активности, то ребята 15-17 лет — через реакцию окружающих на них. Отсюда это резкое превращение активного и жизнерадостного милахи в закрытого подростка. Оценочность суждений для них крайне болезненна, а порой и губительна. Им легче ничего не говорить и никак себя не проявлять, нежели что-то сделать и получить плохую оценку. Подростковый возраст является одним из самых сложных экзистенциальных периодов в жизни человека. Отсюда такое количество суицидов, испорченных на всю жизнь отношений с родителями и комплексов у взрослых. Поэтому у нас в проекте нет оценок, зато программа по soft skills создана с участием подростковых психологов и призвана развивая подростка, помочь ему легче пройти подготовку ко взрослой жизни. Мы меряем только рост человека над самим же собой.

11337055_387680264756236_3947976753571187069_o

О социальной миссии

Профессионально подростками мало кто занимается, это нужно признать. Но при этом все от них чего-то требуют: родители, школа, окружение — давление со стороны социума огромно. Никто их не слушает и не слышит, при этом жалуясь на их закрытость. Создавая курсы по программированию, мы создали экосистему и отдушину для подростков, где они могут открыться и наконец рассказать о своем. Больше всего мы слышим о проблемах с родителями, ужасности школы и страхе перед будущим и поступлением в вуз — взрослой жизнью. По статистике у ребенка есть всего 15 минут чистого времени общения в школе (если исключить время на переход из класса в класс, обеды и пр.). А мы потом удивляемся, откуда этот уход в гаджеты, где они, между прочим, это общение и ищут.

Поэтому обучение на занятиях по soft skills у нас начинаются блоком о самоидентификации — как коммуницировать с собой, за которым следует блок о том, как коммуницировать с внешним миром. Именно в подростковом возрасте закладываются большинство комплексов, с которыми взрослые борются потом всю свою жизнь. Поэтому для них сейчас важнее не математика, а счастье внутри.

Об интересе к IT

В свое время я поняла, что значительно изменить эту страну смогут лишь люди с другими внутренними установками. И речь не об иностранцах, а о подростках, которые уже такие. Конечно, не все. Мы привыкли общаться с ребятами, которые приходят к нам. Но сходив в обычную школу, мы обнаружили интерес к IT лишь у четырех человек из порядка 50.

Поэтому мы и ставим перед собой цель создать сообщество увлеченных подростков, чтобы они находили и усиливали друг друга.

У нас есть формат IT Talks – бесплатная инициатива, куда мы приглашаем всех подростков Украины, заинтересованных в IT. Мы закрываем его от родителей, открываем для интересных и успешных IT спикеров, выдаем сок и попкорн и просто получаем удовольствие от рассказов спикеров, что они делали, будучи подростками, чтобы стать теми, кем являются; от вопросов подростков, уровень сознания которых традиционно удивляет всех гостей. В этом году мы сделали skype-мост между одновременно проводящимися IT-Talks в Киеве и Львове, чтобы подростки увидели, что их много и становится еще больше. Так мы объединили 235 человек в двух городах. Как сказал один из наших спикеров Дмитрий Волошин, сооснователь Preply: «Если вас окружают, играющие в игры, вы будете играть в игры, а если окружают, создающие стартапы, вы будете создавать стартапы».

12307930_441104812747114_1406814969120804387_o

О мальчиках и девочках

Мальчиков у нас 88%, девочек – 12%. Соотношение верно и для взрослых, работающих в IT сфере. Инициатива в выборе занятий для детей и подростков исходит от родителей. Традиционно интересным IT считают для мальчиков. Те, кто занимается образованием детей, говорят, что уже выходят на паритет, однако ситуация с подростками пока такая. По нашей статистике девочки выходят из проекта в три раза реже, несмотря на всю сложность обучения. Если спросить наставников, то они были бы рады классу из одних только девочек из-за их прилежности и настойчивости в обучении. Не замечена разница в интересе или способностях между мальчиками и девочками — у логики нет гендера. Таким образом решение родителей в детском возрасте предопределяет количество женщин в IT. А ведь IT — это не только код. У нас учатся девочки, которые легко с ним справляются, но планируют стать проектными менеджерами или основать свои стартапы, поэтому хотят знать, как все работает изнутри.

О родителях

Успех ребенка напрямую зависит от роли в его жизни родителей. IT — это очень сложно. Поэтому мы внедрили трехсторонний договор: ребенок, родитель и мы подписывается каждый под своими обязательствами перед началом обучения. Ребенок обещает учиться и выполнять домашние задания, родитель – помогать, а мы – поддерживать и обучать. У нас есть домашние онлайн-задания, целью которых является командная и индивидуальная самостоятельная работа каждого под наблюдением наставника. Здесь необходимо вовлечение родителя.

Нужно не забывать, что мы являемся примером для подражания для своих детей, и с нашего поведения они считывают гораздо больше, чем из устных наставлений. Таким образом, развивая себя, мы развиваем своих детей. Чудеса случаются редко. У нас был случай, когда достаточно молодая мама не могла помочь ребенку в контроле за обучением, потому что не владела компьютером, с аргументом «я к вам привела — вот вы и учите». Так дела не будет. Родителям не нужно вникать в суть программирования, им нужно просто организовать учебный процесс дома и служить примером для подражания в саморазвитии и самодисциплине. А еще — просто любить.

— Читайте также: Мелинда Гейтс: «Я убеждена, что женщины и девочки изменят будущее всех нас»

Нана Коренева — одна из спикеров SHE Congress, посвященного развенчанию стереотипов о роли женщин в бизнесе. Узнать, как женщины могут реализовать себя в IT-сфере, услышать ценные советы из первых уст вы сможете 18 ноября на третьем SHE Congress.

tickes_cover