Насилие: Что нужно знать родителям и детям

28 сентября, 2018

Екатерина Богомолова, ведущий сексолог, телесный психотерапевт

Тема детского насилия — очень сложная. И я понимаю, что многие родители не хотят даже думать о чем-то подобном, а тем более, что это может произойти с их ребенком. Это безумно страшно и отвратительно. Однако статистика неумолима и в количественных, и в качественных показателях — насилие над детьми происходит часто и совершают его не абстрактные психи, а родственники, близкие друзья, сами родители, педагоги. Выделяют также насилие ребенка над ребенком, когда его совершают братья или сестры или друзья более старшего возраста.

Осознанное и неосознанное — как распознать

Причем, когда я говорю о насилии, то подразумеваю любое нарушение личных границ, а не только непосредственно сексуальный контакт или рукоприкладство. Манипуляции — это тоже форма насилия. Насильники прибегают к ним, чтобы избежать негативных последствий в случае, если ребенок пожалуется. Поэтому они и стремятся завуалировать все так, чтобы ребенок не мог понять хорошо или плохо то, что с ним делают, о чем просят, ведь зачастую насильник использует не говорит прямо о своих намерениях, а пытается все представить в форме игры: «покажи, что у тебя спрятано, а потом я покажу» и т.п. В таких случаях насилие может состояться даже без прикосновения к ребенку — достаточно просто показать половой член, желая удовлетворить эксгибиционистский интерес.

Также существует неосознанные действия взрослых, которые могут иметь негативные последствия. Например,отец по доброте душевной решил подмыть пятилетнюю дочку. В таком возрасте у девочки уже есть четкое понимание своей половой идентичности. И вот такое «простое», на первый взгляд, действие может трактоваться как насилие — девочка неосознанно будет испытывать дискомфорт, но ничего не скажет, потому что она доверяет папе, но потом эта травма может проявляться в ее взрослой жизни в абсолютно разных ситуациях. Как психотерапевт могу сказать, что с насилием, которое произошло в зоне полного доверия ребенка, работать намного сложнее, поскольку папа/друг/дядя/дедушка не вызывают опасений и понимания, что то, что они делают, делать нельзя.

А вот когда совершается прямое насильственное действие, то у ребенка возникает ощущение, что что-то не так, но поскольку, чаще всего, ребенок в такой момент находится в шоковом состоянии, то осознание неправильности действий со стороны взрослого вытесняется из памяти ребенка или становится не четким и влияет на жизнь незаметно. Но если впоследствии жертва насилия приходит в терапию и ей удается «дотронуться» до травмы, шансы на решение актуальной проблемы увеличиваются в разы.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Когда жертва защищает насильника

Худший из вариантов, когда насилие совершалось в доверительной для ребенка атмосфере — тогда, став взрослым, он часто не распознает себя как жертву. Или даже защищает насильника. Почему? Потому что помимо насильственного эпизода или регулярных эпизодов, существовала еще какая-то история отношений и она могла быть позитивной.

Одна моя давняя клиентка, которая разрешила поделиться ее историей. Когда она была маленькой, ее родителей часто навещал друг. Он играл с ней, дарил подарки, а она его очень любила и всегда была рада видеть, поэтому когда он ей показал свой половой член и попросил к нему дотронуться, говоря что показывает только ей, потому что она особенная, это не вызвало у нее отторжения. Но при этом уже во взрослом возрасте причиной сильного замешательства стало осознание, что она даже сама этого хотела. Конечно, поскольку этот мужчина изначально вызывал позитивные чувства и его поведение воспринималось, как часть игры, и то, что он предлагает девочке что-то, от чего она становится еще более особенной, выглядело для нее, как еще одна точка сближения. [traqli_related]

Что детям важно знать

Поэтому детям все-таки важно объяснять, что насилие существует. Причем я все еще говорю о раннем детстве. Конечно, это нужно говорить не прямым текстом, а объясняя, что у нас у всех есть половые органы, которые отличаются у мальчиков и девочек, как они называются и почему никто не имеет права просить их показать или, тем более, прикасаться к ним, потому что это нарушение интимной зоны ребенка. Также объяснять в каких случаях это нормально и кто может осматривать ребенка, — например, врач может это делать, в присутствии одного из родителей.

Тут важно отметить, что мы говорим про ранний возраст, 3-5 лет — в зависимости от индивидуального развития ребенка. Родитель может определить подходящий момент: например, если ребенок начинает интересоваться или задавать вопросы о том, как появляются дети, или если ребенок пробует маструбировать, и мама это замечает, —  причем неважно, мальчик это или девочка, — самое главное ребенка не напугать и не пристыдить. А только после того, как как он закончит, объяснить спокойно, что это интимный процесс и лучше исследовать себя наедине с собой.

Седует рассказать, что если кто-то демонстрирует свои интимные зоны, — это тоже неправильно. Вот когда он вырастет, у него появится партнер или партнерша, тогда в интимной обстановке вы сможете показывать их друг другу.

Важно объяснить ребенку, что его никто не имеет права раздевать без его разрешения и разрешения родителей. Никто не может делать это привселюдно. Начиная с трех лет, примерно, когда у ребенка появляется уже более осознанный интерес к половым органам, дайте ему понимание, как они называются, какие функции выполняют. Причем очень важно называть все органы своими именами, — в случае любых неправомерных действий со стороны взрослых ребенок сможет объяснить, что с ним происходит.

И последнее — ребенок должен знать, что рассказать родителям о том, что его волнует, пугает, смущает — не стыдно и нормально. У него должно быть понимание, что он может доверять родителям.

— Читайте также: Диагноз-призрак: Аутизм, каким мы его не знаем