Научите ваших детей ошибаться продуктивно

Не бояться ошибок - залог успеха в будущем

25.01.2016

За десять лет работы в средних и старших классах учительница Джессика Лэхи поняла, что многие ее ученики настолько боятся ошибиться в эмоциональном или интеллектуальном плане, что фактически боятся учиться. Для того чтобы доходчиво поговорить об этом с родителями, она углубленно изучала такие понятия, как компетенция, адаптация и жизнестойкость. И в итоге она написала книгу, в которой прямо говорит мама и папам, что их сладкие ангелочки совершенно не подготовлены к жизни.

В книге «Дар ошибки: Как хорошим родителям научиться отпускать детей для их же блага» («The Gift of Failure: How The Best Parents Let Go So Their Children Can Suceed») Джессика Лэхи утверждает, что детям нужно позволять учиться на собственных ошибках, а значит, позволять им испытывать разочарование, фрустрацию и неудачи, потому что только так они смогут развить уверенность в себе в будущем. Конечно, это не значит, что вы должны оставить вашего малютку беззащитным в лесу, но советы Лэхи о том, как помочь ребенку учиться на своих ошибках дома, в школе и в спорте, очень просты и практичны.

Дома

«Начните направлять собственные мысли не на результат, а на процесс, на дальнюю перспективу, а не на ближнюю,» — советует Лэхи. Думайте не столько о счастье вашего ребенка сию минуту, сколько о том, будет ли он счастливым в будущем. Помните также о том, что именно вам нужно стать примером того, как взрослый справляется со своими неудачами. Для этого начните в семье обсуждать, кто какие перед собой ставит цели, как работает над их достижением, какие результаты получает. Некоторые из целей будут легко достижимыми, а вы придумайте пугающе сложные задачи, с которыми вы вполне вероятно не справитесь. Так дети увидят, что неудачу взрослый человек переживает мудро, конструктивно, вы покажете вашим детям, что абсолютно все ошибаются или могут потерпеть поражение.

В школе

В контексте образования Лэхи советует родителям быть более ориентированными на цель, чем на оценку. В качестве «вознаграждения» оценки поверхностны и часто являются тем, что убивает мотивацию к обучению: «Не вешайте табель на всеобщее обозрение на дверце холодильника. Демонстрируйте цели. Если ваш ребенок хочет стать Пикассо и холодильник весь уже разрисован его шедеврами, купите для его рисунков большую пробковую панель». Что касается домашних заданий — не стойте над ребенком и не контролируйте каждое движение. Пусть ваши дети знают, что вы поможете, если помощь действительно нужна, но объясните, что они должны стараться выполнить работу сами. Помогайте  только по конкретному вопросу, или если ваше вмешательство оправдано. Если же вашему ребенку нужно уточнить что-то с кем-то из учителей, не спешите выступать в роли посредника, пусть дитя попробует само поговорить с учителем. Если ребенок слишком стеснительный, то сделайте ролевую игру, где вы будете играть учителя. Не перестарайтесь с пародией!

В спорте

Что касается спорта, то тут Лэхи советует родителям быть больше «как бабушки и дедушки». Когда Лэхи провела опрос среди лучших спортсменов колледжа, она выяснила, что лучшими моментами их спортивных занятий была дорога с тренировки домой в компании бабушек и дедушек. Родители спешили, опаздывали, нервничали, ожидали рекордов, долго и нудно анализировали результаты тренировки. Бабушки и дедушки ничего этого не делали, плюс, конечно же, зарабатывали бонусы тем, что разрешали детям есть после спорта вредные сладости тайком от родителей.

В дружбе

Вы застукали нового друга вашего ребенка за поеданием козявок и подозреваете, что он в дали от посторонних глаз отрывает крылья мухам? Лэхи говорит, что вам не стоит запрещать вашему ребенку водить с ним дружбу: «Друзья — это для ваших детей возможность примерить на себя разные типы личности. Ничего страшного, если этот новый друг бесит вас немного, главное, чтобы вы были уверены в том, что не происходит ничего опасного. Спросите у вашего ребенка, что ему нравится в его новом друге, и вы узнаете много нового о самом вашем ребенке. Точно так же, как не нужно сразу названивать учителям, так же не стоит молниеносно врываться в детские ссоры в качестве арбитра: «Ваши дети должны сами говорить другим детям: «Прекрати это!» И ребенок, который швыряется песком, должен услышать этот голос и увидеть расстроенное лицо другого ребенка. Именно на детской площадке мы учимся эмпатии.»

Почему неудачи так важны

«Неудачи — это и препятствия, и ошибки, и фрустрация, и разочарование,» — говорит Лэхи. «Мне хотелось бы снять лишний негатив с этого слова. Моменты фрустрации, когда вы либо сдадитесь, либо пойдете вперед, необходимы для того, чтобы научиться чему-то. Я не могу учить детей, которые абсолютно не хотят пробовать сделать что-то, что потенциально может у них не получиться, или родители которых молнией врываются в ситуацию, чтобы спасти детей от неудачи». Она отмечает, что размышлять над уроком, который мы выносим из неудачи, тоже очень важно: «Способность воспринимать конструктивную критику или отзывы — ключевое качество для того, чтобы развиваться и быть стойким».

Источник: fatherly.com

- Читайте также: Всегда ли нужно давать ребенку выигрывать?