Не наша школа: Образование в Португалии глазами родителей

Без фанатизма - лозунг португальского педагогического подхода

21.10.2020

Татьяна Гордиенко, редактор

Португалия — не самая богатая страна Европы, но ее ВВП на душу населения более, чем в три раза превышает украинский. Не в деньгах счастье? Возможно, но в рейтинге Всемирного доклада о счастье за 2020 год Португалия на 59-м месте, а Украина — на 123-м. При чем здесь школа? Тест международного оценивания учебных достижений учеников PISA португальские школьники сдали на 492 балла, а украинские — на 466. При этом только 48% жителей Португалии имеют аттестат зрелости или диплом о высшем образовании. В 2017 году  сообщалось, что около 25% взрослых украинцев имеют высшее образование, 39%  — полное среднее образование),то есть мы очень образованные  и при этом несчастные. Что делать? Давайте посмотрим, как устроена португальская школа, которая готовит людей к счастью. Продолжаем говорить с украинскими мамами, живущими за границей.

Нордические характеры и средиземноморский релакс

Ольга Граниковская, ведущая модного блога «Стиль и жизнь в Португалии», живет в этой стране уже 10 лет. Ее сыну Артему пришлось привыкать к португальской школе — в Украине мальчик уже проучился несколько лет. Теперь Артему 17 лет — мама шутит, что нордическому характеру было сложно в атмосфере португальского релакса. В определенный момент школу Артему даже пришлось сменить.

В Киеве Артем ходил в школу до четвертого класса, после переезда в Лиссабон, пошел в четвертый класс, а вот в восьмом пришлось задержаться на второй год. Предметов было много и из-за особенностей переходного возраста не удалось успешно перейти в следующий класс.

Украина и Португалия в сравнении

Школа в Украине имеет свои плюсы: дисциплина, организованность, прилежание как добродетель. У Артема до сих пор самые аккуратные тетради — их показываю другим ученикам, приговаривая, мол, вот как надо писать! Украинская школа поощряет и самостоятельность в подготовке уроков. Трудно сказать, в какой школе Артем более счастлив: в Украине он был ребенком, здесь — подростком. Это два разных человека. Сейчас он сменил школу и, кажется, доволен. В португальской школе хромает дисциплина. Никто не боится ни учителей, ни директора.

Школьный порядок

Артем ходит в государственную школу. Во всех таких школах программа и порядки одинаковые. Но что-то и меняется, например, только в прошлом году было принято решение, что учебники будут выдаваться ребятам бесплатно. Школьная форма есть только в частных школах, в государственных ее нет. Уроки начинаются в 8.15, заканчиваются в 13.30. Во время карантина у них было по 2-3 онлайн-урока. Продленка, спортивная секция и экскурсии в школе платно, а вот кружков никаких нет совсем.

Общение с учителями

Общаемся мы с учителями так: раз в неделю у каждого учителя есть «приемные часы», в которые можно прийти в школу и поговорить с ним. Можно также общаться с помощью электронной почты. Родительское собрание у нас раз в три месяца.

Специализация в старших классах

В 10-м классе ребята выбирают направление специализации: гуманитарное, математическое (с упором на экономику) или архитектурное. От этого выбора зависит то, какие дисциплины они будут дальше изучать. Например, Артем выбрал гуманитарное направление, у него уже нет математики, физики, химии. Очень жаль, что в португальской школе нет такого отдельного предмета как литература. Школьникам не задают ничего читать, поэтому они и не читают. Мне кажется, что это большой минус.

 

Неспешно и без нервов

Мария Евтюхова и Евгений Канивец живут в небольшом португальском городке уже больше 10 лет. У них две прекрасные дочери, одна из которых уже четвертый год посещает португальскую школу. По мнению Марии уровень образования в Украине выше, но здесь дети более счастливы и спокойны, с радостью идут в школу.

Программа и расписание

Каждая школа автономна в выборе внеклассных мероприятий и мероприятий «на выезде», вроде экскурсий в музеи, посещения выставок и так далее. Программа же образования – общенациональная. В нашей школе для четвертого класса предусмотрено 4 урока в день – три до обеда и один после. Объемы домашнего задания в каждой школе разные. В нашей задают только на выходные и не по всем предметам. Дистанционное обучение проходило с использованием телешколы, программы Zoom, школьной платформы и электронной почты.

Дополнительные занятия

После уроков есть дополнительные занятия по » не основным» предметам (например, роботика, наука в экспериментах, забота об окружающей среде, креативная мастерская, мастерская звука) и они по желанию. Есть продленка, но на ней уроки с учениками не делают. У нас школа частная, поэтому дополнительные занятия входят в стоимость обучения. Есть летний лагерь.

Дисциплина

На детей педагоги не кричат, но могут повысить голос. Если ребенок мешает проводить занятие, могут попросить выйти за дверь на некоторое время. Дети вообще не имеют понятия, что можно кричать на учителя. В нашей школе буллинга нет. Инклюзивность как принцип школьного образования есть: детей учат толерантности. Важным компонентом школьного образования является создание дружеских отношений с одноклассниками и учителями. Знания тоже важны, но без фанатизма.