Небесная девушка: Анна Загария о профессии стюардессы

О том, какие рейсы бывают самыми веселыми, где получать профильное образование и о стандартах внешности для бортпроводниц

Кто из маленьких девочек хоть раз не воображал себя стюардессой, красивой, доброжелательной и полной самообладания? Но стюардесса — это не только романтика покоренных небес, это еще и большая ответственность. О профессии рассказывает Анна Загария, бортпроводник компании «Wizzair Ukraine» и мама двоих детей.

Как нашла свою профессию

В детстве я мечтала стать ветеринаром, юристом и никогда не думала о профессии в небе. Помню, что я всегда интересовалась белыми линиями на небе, отчего они появляются, но никогда не думала о самолетах как о рабочем месте. Решение пришло спонтанно. Я тогда работала в школе преподавателем английского и мне только исполнилось 25. Я заполнила анкеты на сайте, и на следующий день мне перезвонили и пригласили на собеседование. Я помню свое ощущение счастья и легкости, я пришла домой и рассказала сыну, что его мама будет стюардессой. Я была полностью уверена, что пройду все этапы собеседования успешно! Старт летной карьеры начинала в известной на то время авиакомпании «Аэросвит». Когда компания приняла решение закрываться, я задумалась о переводе. Мысли были о работе в зарубежных авиакомпаниях, но наличие ребенка остановило меня от столь кардинальных географических перемещений, и я стала сотрудником авиакомпании «Wizzair Ukraine».

Работа стюардессы — это одновременно и увлечение, ведь мы много путешествуем и каждый раз новая командировка приносит новые впечатления. Однако эта работа отнимает очень много сил и времени. Иногда самым важным становится просто сон после долгого перелета. При этом я всегда нахожу время для спорта, ведь физическая форма очень важна для девушки в этой профессии. А когда тебя дома ждет малыш и семья, то остальные увлечения отходят на второй план. Мой муж не ревнует к работе, ведь доверие в семейной паре должно быть ключевым моментом. Но он часто говорит о том, что ему это не нравится: моя работа забирает много сил, планы могут не совпадать, к тому же, здоровье не улучшается от полетов, а наоборот. Каждый мужчина желает, чтобы женщина принадлежала дому и семье. Поэтому я думаю, что когда-нибудь «сложу крылья» и продолжу свое творческое и профессиональное развитие на земле в пользу семьи. Сейчас я изучаю еще один иностранный язык — испанский, всегда об этом мечтала. Я также принимаю участие в работе Благотворительного фонда «Дети Детям», в котором мы помогаем малышам из детских домов, проводим благотворительные проекты и поддерживаем малообеспеченные семьи.

Каким должно быть образование

После успешного прохождения собеседования вы направляетесь на прохождение ВЛЭК (врачебная летно-экзаменационная комиссия) и если со здоровьем у вас все на «пятерочку», то получаете медицинский сертификат. Каждая авиакомпания имеет на своей базе учебный центр, в котором вам в течение полутора-двух месяцев придется пройти курс подготовки и сдать экзамен. Я знаю, что сейчас начинают обретать популярность тренинги и школы стюардесс, где вас смогут подготовить для успешного прохождения собеседования. Одним из таких проектов есть SkyJob.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать стюардессой

Первое, что вы должны иметь в арсенале своих качеств, — это выносливость, любовь к людям и к работе в целом, умение работать в команде. У каждой авиакомпании свой подход к отбору, но есть стандартные требования: высшее образование, знание иностранных языков, хорошая физическая подготовка и умение плавать обязательно. Внешность также имеет значение. Рост не ниже 1.65 см, вес должен быть гармоничным и пропорциональным вашему росту, состояние кожи, волос и физическое здоровье также очень важны. Но красота у всех разная, поэтому на первом месте — ухоженность, а улыбка на лице и так заставляет вашу внешность сиять и располагает к вам людей. Одни компании принимают желающих с 18 лет, другие — по достижению кандидатом 21 года. Работают в профессии, пока позволяет здоровье.

Какое соотношение мужчин и женщин в профессии

Соотношение мужчин и женщин — это условное понятие и зависит больше от количества сотрудников в штате. Как правило, все пилоты — это мужчины, а стюардессы — девушки. Но парней в коллективе тоже достаточно.

Плюсы и минусы работы

Сложность профессии заключается в том, что ты должен быть постоянно начеку: видеть, слышать, слушать одновременно. Работа с людьми всегда имеет сложности. Самолет — это замкнутое пространство высоко в облаках, где вам с разными людьми предстоит общение на протяжении часа, а иногда и 10-12 часов. Бывают случаи недопонимания среди самих пассажиров, находясь в нетрезвом состоянии, пассажиры могут конфликтовать. Помню рейс в Бангкок, на котором пассажир в нетрезвом состоянии чуть не отбил себе пальцы, пытаясь закрыть полку, а другой искал плавающую рыбу в иллюминаторе за бортом. Или рейс в Пекин, когда пассажиру стало плохо и его пришлось спасать от приступа эпилепсии. Со здоровьем пассажиров часто бывают случаи и к этому необходимо быть готовым.

Плюсы — это однозначно иметь возможность путешествовать и открывать для себя новые страны. Я никогда не думала, что открою для себя Китай, Вьетнам, Казахстан или Таиланд. Но, отправляясь в командировку, у тебя есть 3-7 дней на изучение города или побережья, возможность попробовать местную кухню и привезти сувениры домой. А еще это неимоверный опыт общения, — иногда перед тобой проходят сотни людей и все они смотрят тебе в глаза, изучают тебя, требуют персонального внимания.

Как выглядит типичный рабочий день

Обычный день на работе может начинаться в 4 утра, а может и в 6 вечера. Все зависит от графика полетов. Мы собираемся в офисе и проводим предполетный брифинг. Старший бортпроводник информирует нас о рейсе, количестве пассажиров, мы освежаем знания по авиационной безопасности и процедуре эвакуации. А дальше отправляемся на борт и готовим самолет к встрече с пассажирами. Позитив на рейсе — это когда отличное настроение у всех на борту. Например, рейсы в Грузию — это весело: может звучать музыка, песни, грузины предлагают замуж. Это забавно! Для стажера — это однозначно рейс, на котором он получает разрешение к самостоятельным рейсам. На самом деле, в каждом рейсе есть много смешных случаев, как в нашем коллективе между собой, так и с пассажирами. Но это отдельная тема для разговора. После рейса мы также заполняем всю необходимую документацию, разбираем кейсы и замечания по рейсу и отправляемся отдыхать.

Как справляться со стрессом

Помогает спорт, медитация, йога и хороший сон. Я обожаю пробежки, — это отличный вариант не только снять стресс, но и наполнить легкие воздухом и отвлечься от мыслей. Ведь на высоте в 10 тысяч метров ощущается кислородное голодание ,отсюда и сухость кожи, и головокружения. На каком-то этапе я интересовалась мотоциклами, но упав один раз и разбив колено, поняла, что не мое. Сейчас лучшее увлечение — это дети и собака. Дети никогда не заставят скучать, ну а преданные глаза моего любимого кавалер-кинг-чарльз-спаниэля прогонят любую тревогу.

Что читать/смотреть для того, чтобы вдохновиться будущим бортпроводникам

Когда я начинала работу в авиации, первый фильм, который я посмотрела — это «Вид сверху лучше» с Гвинет Пэлтроу. Потом я начала интересоваться передачами из серии «Air Crash Investigation». Сериалы «Mile High» и «Pan Am», особенно второй пересматриваю с удовольствием. Отмечу еще, конечно, «Небо. Самолет. Девушка» с Ренатой Литвиновой, «Мимино» и «Экипаж». Из книг советую почитать «Небесные девушки» Бернард Глемзер и Артур Хэйли «Аэропорт».

Беседовала Татьяна Гордиенко

— Читайте также: Александр Норинчак о профессии разработчика игр