Неизвестные стороны кризиса трехлетнего возраста. Часть 1

Зная функциональное назначение кризиса, половины проблем можно избежать

20.05.2014

О кризисе трех лет не говорил только ленивый. И разговоры все больше о том, как он проявляется и как родителям вести себя в такой ситуации. Но такой подход является неполным. Это как попытка определить назначение автомобиля по его цвету.

На лекциях «Школы профессиональных родителей» мы подробно рассматриваем причины возникновения такого кризиса. Сегодня я поделюсь с вами знаниями о том, какое функциональное назначение трехлетнего возраста. Если родитель понимает, что движет ребенком и насколько это важно – половина «проблем» кризиса отпадут сами собой.

Каждый возрастной период, через который проходит ребенок, должен его чему-то научить. В каждом таком периоде есть главная цель, главная задача, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. И если люди, окружающие ребенка мешают выполнению этой задачи, то фундамент, конечно, строится (у детей большой запас прочности), но в нем много трещин и пустот и «аукается» это родителю на протяжении всей жизни.

 Итак, какие же наиглавнейшие задачи малышу предстоит решить в трехлетнем возрасте:

Задача 1 – отсоединиться от взрослого физически;

Задача 2 – отсоединиться от взрослого эмоционально;

Задача 3 – отсоединиться от взрослого ментально;

Задача 4 – узнать, где заканчиваются свои границы и начинаются границы другого человека.

Рассмотрим каждую задачу подробнее.

Задача 1

В три года у ребенка уже довольно хорошая координация движения. Он уже несколько лет упражнялся в ходьбе, беге, умении управляться с простыми и более сложными предметами – он уже многое может сам. Пришло время узнать – он самостоятельная единица в обществе или часть взрослого? Для этого ребенок в течение достаточно длительного времени пытается физически увеличить дистанцию между ним и взрослым (убегает на детских площадках, не хочет давать руку и т. д.). Ребенок неустанно практикуется в этом увеличении расстояния между ним и родителем – ведь он еще не знает, может, ему просто повезло, что сегодня он на целых 20 метров оторвался от мамы, вдруг случайность ))) и он ежедневно проверяет это, а заодно с каждым разом  увеличивает дистанцию.

ВАЖНО – каждому человеку нужно уметь самостоятельно легко и свободно перемещаться в пространстве – из таких перемещений состоит наша жизнь: на кухню за кофе, в магазин, на работу, в отпуск в другую страну… Легкость и уверенность  перемещений закладываются в возрасте трех лет, при условии, что родители способствуют или хотя бы не мешают этому.

Об остальных задачах читайте в следующем материале.