Нестыдные бизнес-провалы

Осознанный подход к неудачам в бизнесе

08.11.2019

Сейчас много говорят об успешных предпринимателях, а что происходит с теми, кто терпит неудачу? Чаще всего они не говорят о своих провалах – из-за стыда, из боязни осуждения… Но так и они, и мы упускаем возможность для роста. Такое мнение на TEDx высказала Летисия Гаска, соучредитель движения Fuckup Nights и исполнительный директор Института неудач (Failure Institute). Она предлагает посмотреть на провалы предпринимателей под другим углом.

 

Если бы мы сейчас находились в 800 г. до н.э. в Греции, то увидели бы, что разорившиеся купцы были вынуждены сидеть на рынке с корзиной на голове. В средневековой Италии предпринимателей с долгами выводили на городскую площадь полностью нагими, где они должны были биться ягодицами о специальный камень, а толпы людей насмехались над ними. Во Франции XVII века неудачливых торговцев выводили в центр рынка и публично объявляли об их банкротстве. Чтобы избежать немедленного ареста, они обязаны были носить зеленые шляпы – так всем было понятно, что они разорились. Конечно, это крайние меры. Однако важно помнить: чрезмерно наказывая неудачников, мы подавляем инновации и развитие бизнеса – драйверы экономического роста в любой стране.

Сейчас мы не унижаем предпринимателей за неудачу публично, а они не рассказывают о своих провалах в соцсетях.

Я думаю, всем нам знакома горечь поражения, но мы не делимся подробностями этого опыта. Я точно это знаю, поскольку сама была в такой ситуации.

Опыт собственного провала

У меня был неудачный бизнес, и рассказывать об этом было очень тяжело. Мне потребовалось семь лет и огромная поддержка моих друзей.

Во время учебы в бизнес-колледже я познакомилась с группой местных женщин. Они жили бедной сельской общиной в штате Пуэбла в центральной Мексике. Женщины изготавливали прекрасные изделия ручной работы. Когда я увидела их, мне захотелось помочь этим женщинам.

Вместе с друзьями мы организовали социальное предприятие. Нашей миссией было помочь женщинам найти источник доходов и улучшить качество жизни. Мы все сделали по учебнику, как нас учили в бизнес-школе: нашли инвесторов, потратили кучу времени, пытаясь построить бизнес и обучить женщин. Но вскоре поняли, что мы профаны. Предметы ручной работы не продавались, а составленный нами бизнес-план был совершенно нереалистичным. Мы несколько лет работали без зарплаты, надеясь, что случится чудо, что внезапно появится крупный покупатель, и тогда бизнес начнет приносить доход. Но чуда не произошло.

Нам пришлось закрыть бизнес, и это разбило мне сердце. Я начинала дело, чтобы помочь рукодельницам изменить жизнь к лучшему, а получилось наоборот. Мне было так стыдно, что я решила не упоминать об этой неудаче ни в беседах, ни в резюме. Я не знала других банкротов, и мне казалось, что я единственный неудачник в мире.

Семь лет спустя на встрече с друзьями мы болтали о жизни предпринимателей и, конечно, затронули тему провалов. Я решила поделиться с ними историей моего провального проекта, они рассказали похожие истории. И я поняла: все мои друзья тоже неудачники!

Я не спала всю ночь, поскольку пришло осознание того, что:

а) я не единственный неудачник в мире;

б) все мы скрываем какие-нибудь неудачи.

Я поняла, что признание собственных провалов делает нас сильнее, а не слабее.

Признание собственной уязвимости позволило мне общаться с людьми глубже и результативнее, а также усвоить жизненные уроки, которые раньше прошли бы мимо.

После этой ночи обмена историями мы решили создать платформу, на которой люди могут поделиться своими историями банкротства, и назвали ее Fuckup Nights. А спустя несколько лет мы создали исследовательский центр, который занимается историями провалов и их последствиями для бизнеса, людей и общества, и, поскольку нам нравятся крутые названия, назвали его Институтом провалов.

Теперь, рассказывая со сцены историю своего провала, предприниматель наслаждался своим опытом, а не смущался от стыда, как это было в прошлом. Это стало возможностью поделиться усвоенным уроком и сформировать эмпатию. А когда члены команды делятся неудачами, случается невероятное: связи делаются прочнее, а сотрудничество становится гибче.

Реакции и последствия неудач

В ходе наших мероприятий и исследований мы обнаружили несколько интересных фактов. Например, мужчины и женщины по-разному реагируют на провалы. Типичная реакция среди мужчин – начать новый бизнес в течение года после банкротства, но в другом секторе. Женщины же решают найти работу и отложить создание нового бизнеса. Мы предполагаем, что так происходит потому, что женщины больше страдают от синдрома самозванца: им кажется, что чего-то не хватает, чтобы быть хорошим предпринимателем. Но обычно у женщин есть все, что нужно, просто необходимо сделать шаг. А мужчины считают, что обладают достаточными знаниями, которые можно применить в более удачном месте.

Другая интересная находка состоит в том, что предприниматели в разных регионах по-разному справляются с провалом. Например, самая типичная реакция в Америке – это снова пойти учиться, а в Европе – пойти к психологу.

Мы не знаем, какая реакция лучше, но изучим это в будущем.

Еще один интересный факт – это влияние государственной политики на обанкротившихся. Например, в моей стране, Мексике, нормативно-правовая база настолько сложна, что закрыть бизнес стоит больших затрат времени и денег. Начнем с денег. В лучшем случае (когда у вас нет проблем с партнерами, поставщиками, клиентами, рабочими) официально закрыть бизнес стоит $2 тыс. Это большая сумма для Мексики. Для получающего минимальную зарплату необходимо работать 15 месяцев, чтобы накопить эту сумму. Теперь поговорим о времени. В большинстве развивающихся стран среднее время жизни бизнеса составляет два года. В Мексике процесс официального закрытия бизнеса занимает два года. Что происходит в данном случае? Это снижает желание открыть новый бизнес и способствует развитию теневой экономике.

Действительно, исследования показали, что если процесс заявления о банкротстве занимает меньше времени и денег, то больше новых фирм выходит на рынок. По этой причине в 2017 году мы предложили государству несколько рекомендаций в отношении процедуры официального закрытия бизнеса в Мексике. В течение целого года мы работали с предпринимателями со всей страны и с конгрессом, и нам удалось поспособствовать изменению закона. Идея в том, чтобы, когда новый закон вступит в силу, предприниматели могли закрывать свой бизнес онлайн, что быстрее и дешевле.

Быстро не значит правильно

Когда мы придумали Fuckup Nights, то не представляли, как вырастет это движение. Сейчас мы в 80 странах. Тогда нашим единственным намерением было вынести тему провалов за стол переговоров, чтобы помочь нашим друзьям понять, что провал не причина для унижений, как это было в прошлом, и не причина для праздника, как говорят некоторые. Я хочу кое в чем признаться: всякий раз, когда я слышу, как какой-то тип из Силиконовой долины или студент хвастается о быстром провале, как будто в этом нет ничего особенного, я съеживаюсь, потому что считаю, что в мантре «провалиться быстро» есть темная сторона.

Конечно, быстрый провал – отличный способ ускорить обучение и избежать лишних трат времени. Но я боюсь, что когда мы говорим предпринимателям, что быстрый провал – их единственный выбор, мы, возможно, поощряем лень или то, что они сдаются слишком рано. Я также боюсь, что культура быстрых провалов может преуменьшать разрушительные последствия провала бизнеса. Когда мое социальное предприятие сдулось, мне пришлось сообщить женщинам, что бизнес провалился и в этом моя вина. Некоторые могут увидеть в этом для себя прекрасную возможность научиться, но на самом деле закрытие этого бизнеса означало гораздо больше: что женщины перестанут получать доход, который им был очень нужен.

Поэтому я хочу предложить избавиться от мысли, что быстрый провал всегда хорошо.

Я хочу предложить новую мантру: осознанный провал.

Мы должны помнить, что бизнес – это люди, предприятие, это не то, что появляется и исчезает магическим образом без последствий. Когда компания рухнет, одни потеряют работу, другие – свои деньги. В случае социальных и зеленых предприятий провал бизнеса может иметь негативное влияние на экосистемы или сообщества, которым они оказывали услуги.

Но что значит провалиться осознанно?

Это значит отдавать себе отчет о влиянии и последствиях провала этого бизнеса. Осознавать извлеченные из этого уроки. И брать на себя ответственность за то, чтобы поделиться с миром этими уроками.

Источник: ted.com

-Читайте также: 25 влиятельных женщин об успехе, любви к себе, радости жизни и здоровье