Оксана Макаренко: «Воспитание инноватора — вызов для нашей системы образования»

Главные изменения школьной реформы, которые ожидают детей, родителей и учителей

20.09.2017

Пока реформа системы образования только начинается внедряться, неопределенность вызывает большую тревогу, как у родителей, так и учителей и других участников образовательного процесса. Проект, кажется, хорош, но как он будет реализован? В чем состоят главные изменения, которые ожидают детей и их родителей? На эти вопросы отвечает Оксана Макаренко, советник Министра образования и науки, соосновательница ОО «Батьківський контроль», которая выступила в рамках лектория на фестивале инноваций Interpipe TechFest. 

В образование меня привел ребенок, который как-то заявил, что хочет стать изобретателем. Я начала задавать себе вопросы, как можно дошкольнику помочь в этом. Главное задание изобретателя — научиться мечтать. Как этому научить детей? Ведь современная школа отбивает не только желание мечтать, но и желание туда ходить уже с третьего класса, давайте будем откровенны. Для нас, родителей, это не просто вызов, а проблема — как продержать ребенка в школе даже 11 лет, не говоря уже о 12-ти.

От старого к новому

В реформе образования нам очень мешает миф о том, что советская школа была самой лучшей. Многие говорят: «Я так выучился и стал нормальным человеком», «Давайте не будем изобретать украинский велосипед, а дадим немножечко больше денег учителям», «Давайте чуть-чуть почистим маразм, который сейчас есть в учебниках», и не надо никуда дальше двигаться, система нормальная.

Почему реформа все-таки нужна? Мы живем в период смены технологических укладов, а технологии не живут изолированно. Если мы посмотрим на историю в ретроспективе того, как технологии меняли мир, то оказывается, что они затрагивали не только окружающую среду. Технологии меняли образ жизни общества, образ мышления, уклад жизни. К примеру, изобретение конвейера Генри Фордом повлияло на все, включая систему образования. Нынешняя система изобретена как раз в индустриальную эпоху и заточена под ее потребности, когда множество людей нужно было обучить работать на конвейере. Часть из них, которая могла пробиться к высшему образованию, становилась инженерами, которые в перспективе двигали науку вперед. Школьные технологии тоже индустриальные — дети поделены на классы, по возрастам, их награждают аттестатами, учеба происходит по звонкам и гудкам, ровно так же, как и в любых заводских системах. Советская школа — своеобразная фабрика по производству стандартного продукта из живых людей.

В книгах научных фантастов победил искусственный интеллект и роботы, которые правят миром будущего. Пока оно не наступило, так как технологии продвигаются медленнее, чем идеи, которые рождались в головах фантастов. Но эти идеи в профессиональных сообществах актуализируются, так как подоспели технологии, собирающие огромное количество обратной связи. Они проникают и в образование. Сейчас образовательные системы всего мира движутся к созданию индивидуальных траекторий обучения — интеллектуальные системы подстраиваются под человека, его способность думать, воспринимать информацию, под его таланты. И это очень меняет образовательные системы, это вызов не только для Украины, но и для всего мира. Все находятся в поиске изменений, потому что образование напрямую связано с экономикой, развитием, успешностью человека. На шкале образования с одной стороны находится ретрансляция культурных ценностей и норм, передача опыта, а с другой — мы не знаем, в какое будущее попадут наши дети, и неизвестно, какой опыт им может пригодиться.

Новая украинская школа

Изменения обсуждались три года, мы изучали международный опыт, проводили экспертные дискуссии, и в итоге родилась концепция, как перейти из точки А, от нереформированной более ста лет системы образования к тому, как подготовить детей к жизни в этом новом мире. Сейчас индустриального единообразия больше нет, появляется много новых профессий, запросов от работодателей, новых интересов, талантов, информации и знания.

Немного социологии:

  • В Украине к сфере образования причастны более 20 млн человек.
  • Когда заходит речь о реформе, то 90% педагогов и 75% граждан Украины в целом говорят, что она нужна. Но люди не могут ответить, какие именно изменения и для чего необходимы.
  • В результате трехлетних опросов всех стейкхолдеров системы образования — родителей, экспертов, работодателей — все согласны в том, что выпускник школы должен иметь три характеристики — это должна быть яркая личность; патриот, ответственный гражданин своей страны; инноватор.

Как воспитать инноватора

Инноватор — абсолютно новое понятие в нашей системе образования, которое полностью меняет всю концепцию изменения школы. Для инноватора важно не бояться ошибаться, иначе ты ничего не создашь. Если бы Эдисон боялся ошибаться, у нас бы никогда не появилась электрическая лампочка. А наша школа с первого класса запугивает ребенка и карает за ошибку. Попробуй напиши не так букву, не так посчитай! Тебе тут же поставят двойку или, еще хуже, выставят на родительском собрании абсолютной бездарностью. Это нужно запретить, мы считаем, что каждый ребенок талантлив и нужно его талант развить.

Инноватор способен менять мир. Инноватор — непокорный человек, и это тоже вызов для нашей системы образования. Какие качества должны быть у инноватора? Во-первых, наблюдательность. Во-вторых, умение задавать открытые вопросы и искать на них ответы, чему тоже не учит наша система образования. Наоборот, она учит тому, что все ответы уже найдены — ничего не надо выдумывать, а просто посмотреть в конце учебника, запомнить и сдать ЗНО. А если ученик пытается решать задачу разными способами, то его наказывают, запугивают. А когда человек пугается, он не учится. Психологи в один голос говорят, что способность к обучению раскрывается только тогда, когда человек чувствует себя в безопасности. А когда он боится, способность размышлять исчезает, включается защитная реакция «бей или беги». И когда авторитарный учитель вызывает ребенка к доске и начинает кричать «ну что ты тупишь?», ребенок на самом деле перепуган и перестает соображать.

Просвещение взрослых — один из важных элементов реформы образования. От того, как воспримут родители и учителя этот новый мир — со страхом или открытыми к изменениям — будет зависеть их помощь детям в адаптации к будущему.

Чего хотят от выпускников работодатели

Данные Международного экономического форума свидетельствуют: если раньше работодатели хотели от работников в первую очередь профессиональных качеств, то сейчас требования усложнились. Работодателям хочется видеть человека, способного решать сложные, системные задачи, и это динамическая комбинация профессиональных качеств, мышления, быстроты реакции, умения взаимодействовать с другими людьми, ценностной платформы человека, на основе которой он принимает решения. Это большой вызов к тому, чтобы изменить результат обучения в школе, так как образ мышления и действия, ценности зарождаются в детском возрасте. Потом вы их можете шлифовать, развивать менять, но гибкость, пластичность детского мозга гораздо выше, и чем раньше учить этому, тем легче ребенку потом жить.

Чего ждут родители

Родители видят, что дети в школе болеют. У нас действительно ужасная статистика — только 4% детей оканчивают школу здоровыми. Остальные имеют проблемы с органами пищеварения, нервные расстройства, сколиозы и другие заболевания. Это связано с перегрузками, особенно в старшей школе, когда дети изучают 22-24 предмета и параллельно должны «волшебным» образом подготовиться к ЗНО, с репетиторами, так как в школе это практически невозможно. И дети вынуждены сидеть по ночам, много зубрить, причем сложную и неинтересную программу, и выдерживать прессинг со стороны взрослых.

Моя знакомая, кандидат биологических наук, пыталась со своей дочерью решить задание для 7 класса — ребенок не понимает, пришел к маме за помощью. Она взяла учебник, задание оказалось совершенно непонятным. В результате перевода терминов на латыни, оказалось, что задание было об устройстве грибницы. Скажите, зачем ребенку в седьмом классе на таком уровне знать о грибнице? Она бы могла посвятить этому внимание, когда определилась бы со своими интересами. Но для ребенка это невозможно при 24 предметах в школе. Поэтому одним из базовых требований родителей является сокращение количества изучаемых дисциплин и получение знаний, которые детям пригодятся больше.

Чего хотят учителя

Учителя традиционно хотят, чтобы их уважали, давали хорошую зарплату и больше академической свободы. Без учителя реформы не будет. Учитель, который несвободен, запуган своим руководством, который боится ошибаться больше, чем дети, нагружен огромной отчетностью, не будет творчески относиться к своей работе и воспитывать инноваторов, внедрять изменения в школе. Поэтому в реформе отведена отдельная, большая роль учителю.

Если говорить об интеграции предметов, то здесь есть вызов по отношению к учителям, так как учителя-предметники свои дисциплины отказываются интегрировать, а другие, не свои — запросто. Поэтому переобучение учителей является большим, многолетним проектом, в котором нам будет помогать финское правительство со следующего года.

Согласно реформе у учителей будет больше зарплата — базовая расчетная ставка составит три минимальных (9600 грн) и дополнительно надбавки, а также 20% сверху тем, кто прошел добровольною сертификацию. Мы надеемся, что это поможет мотивировать и обновить кадры.

Новая законодательная база

В сентябре 2017 года приняли закон «Про освіту», и все идеи, которые год назад казались лишь мечтой, уже прописаны в документы. Есть базовый, рамочный закон, который касается всех уровней образования, начиная от детского садика и заканчивая высшей школой, профтехобразованием и внешкольным образованием. Он пока не очень детальный, так как будут писаться законы о среднем образовании, о профтехобразовании. Но у нас уже есть возможность начать социальные инновации.

Важным принципом нового закона является равный доступ к среднему образованию. Если раньше это значило равнение каждого ребенка под определенный стандарт, то сейчас этот принцип означает следующее — не будет вступительного отбора детей в первый класс. Младшая школа должна быть одинаково качественной для всех детей, вне зависимости, умеют ли они читать или нет, а также близкой к дому.

Длительность обучения:

  • Младшая школа — 4 года;
  • Средняя школа — как возле дома, так и опорная — 5 лет;
  • Старшая школа — 3 года.

Трехлетняя старшая, профильная школа — также один из принципиальных моментов реформы. Кроме России и Беларуси, нигде в мире не отводится два года на профильную школу, так как очень сложно получить все необходимые навыки для жизни, подготовиться к университету за этот срок. Отсюда — перегрузка, репетиторы, проблемы со здоровьем у ребенка. Но на три года можно составить программу таким образом, чтобы часть предметов интегрировать, а для другой части выделить дополнительное время. Например, если ребенок хочет поступать в политехнический вуз, то ему усиленно нужно изучать физику, математику, информатику, другие точные дисциплины. Для этого ученик сможет взять дополнительные часы и лучших преподавателей по этим предметам и изучать их качественно. А остальные предметы интегрируются, например, история Украины и мировая история. Если ребенок выбирает гуманитарный профиль, то делает то же самое, только со своими профильными дисциплинами.

Кроме академических лицеев, которые готовят к поступлению в вузы, будет и система профессиональных колледжей — в них наряду со средним образованием можно будет получить профессию и в 18 лет полноценно выйти на рынок труда. В таких лицеях обучение будет на год дольше, но для их выпускников университетский бакалаврат будет на год короче (три года, а не четыре), таким образом общий срок обучения не увеличится.

— Читайте также: Culinary Case: Возрождение профобразования на одном примере

Формы обучения

После принятия закона формализуются разные формы обучения. Не нужно будет брать медицинскую справку, если ребенок учится дистанционно или на домашнем обучении. Если вы решили пойти этим путем, то сможете получить аттестат об образовании в центре сертификации, просто сдав экзамены.

Борьба с коррупцией

Очень большая проблема — коррупция в образовании. В новом законе есть четкие механизмы, которые позволят с этим бороться. Первое — каждая школа получит свой счет и будет обязана формировать публичные отчеты об абсолютно всех источниках дохода. И я гарантирую, что не будет статей, на которые родителям нужно сдавать деньги. В этом году гораздо больше средств выделили местным советам, а школы находятся в их ведении. В Киеве, например, в этом году выделили 10 млрд гривен, в два раза больше, чем два года назад. Много денег возвращаются неиспользованными на счета казначейства, но при этом по привычке учителя собирают с родителей деньги на мыло, шторы и так далее. Не сдавайте деньги, лучше подойдите к учителю и попросите грамотно составить план финансирования школы, и, уверяю, ничего больше не понадобиться.

Позиция директора

Директора школ будут избираться на конкурсной основе. Если раньше директор мог получить школу в пожизненное управление, потому что его назначило районо, то сейчас эта система убирается, вместе с контрольными функциями районных управлений. Их задача — только финансировать и развивать школу. Директор же избирается не больше, чем на два срока по шесть лет. И это сильно меняет отношения между родителями, школой и директором.

В рамках эксперимента я участвовала в такой выборной комисии, уже более ста директоров выбрано по новой системе. Комиссия состояла из разных общественных организаций, родителей, директоров других школ, не было только представителей районо. Кандидаты должны были представить концепцию развития школы, и в этом случае у них было гораздо больше шансов пройти, чем когда они делали упор на сбор средств с родителей.

График внедрения реформы

В следующем году у детей, учащихся в четвертом классе, будет исследование — мониторинг знаний. К нему не надо готовиться, волноваться и покупать специальные тетради. Мы просто применим новую линейку компетенций, чтобы понимать, на каком уровне внедрения реформы находимся. Такое измерение будет проводиться каждые два года, в нем участвует 6 тысяч школьников со всей страны. Нам важно иметь обратную связь и корректировать реформу. Также мы впервые будем участвовать в тестировании PISA, его будут сдавать старшекласники.

Главное, что нужно знать родителям — все дети, которые в 2018 году будут идти в первый класс, пойдут в новую украинскую школу. Они будут учиться 12 лет, и первые выпускники реформированной системы образования будут в 2030 году. Детей, которые пошли в школу раньше, тоже коснутся изменения, но не такие кардинальные.

Уже 200 школ получили абсолютно новые парты, содержание классов и книги. Также в этом году 100 школ по всей Украине участвуют в пилотном проекте — прообуются новый государственный стандарт, новые методики, подходы к образованию. По сути, они нарабатывают объем информации, методики, которые лягут в основу тех изменений, которые в 2018 году войдут во все украинские школы. Это наша лаборатория реформы.

Фото: пресс-служба Interpipe TechFest

— Читайте также: С планшетом в рюкзаке: 10 приложений для школьников