Ольга Селезнева о работе PR-специалиста

Советы консультанта по коммуникациям

Современный рынок насчитывает множество профессий, и с тонкостями каждой бывает непросто разобраться, так как они находятся на стыке разных сфер. Одна из таких «сложных» профессий — PR-специалист. О том, какими навыками необходимо овладеть, чему научиться, чтобы добиться карьерного роста, рассказывает Ольга Селезнева, эксперт по PR-коммуникациям.

Какой бэкграунд лучше всего подходит для того, чтобы стать пиарщиком?

PR – профессия, в которой важна не университетская корочка, а способности. Можно стать хорошим специалистом и с дипломом медика, и журналиста. У меня филологическое образование, опыт работы переводчиком-синхронистом и журналистом. Этот бэкграунд очень полезен, но профессия динамична, и запросы к специалистам меняются. Гуманитарного в профессии становится все меньше, а архитектурного и инженерного — все больше. PR сегодня – о цифрах, смыслах, анализе огромных массивов информации, умении делать выводы, доносить их до других, находить связи и аналогии. Помогать организациям и людям говорить и слышать. Мы — «переводчики» смыслов, социологи, журналисты, аналитики, лингвисты и психологи в одном лице.

Где, у кого и чему учиться?

В Украине нет системного PR-образования. В 2011 году я закончила прекрасную годичную британскую программу Chartered Institute of Public Relations (CIPR). В 2015 году она, к сожалению, закрылась из-за отсутствия спроса – в Украине PR до сих пор не считается фундаментальной наукой. Остается заполнять пробелы в знаниях самообразованием. Учиться у коллег по рынку и на точечных тематических тренингах. Проходить курсы на Udemy и Coursera. Привлекать коммуникационных консультантов, чтобы усилить определенные зоны и прокачать недостающую экспертизу. Развитие – это не только образование, но и эрудиция и культура. PR-специалист должен быть в курсе последних новостей, тенденций. Широкий кругозор очень важен.

Какие основные навыки нужны пиарщику в работе?

Среди необходимых навыков: коммуникабельность, креативность, грамотность, системное мышление, организованность, эрудированность, позитивный настрой. Сейчас растет спрос на «универсальных солдат» – PR-экспертов, которые и стратегию разработают, и пресс-релиз напишут, и событие проведут, и контентом сайт наполнят. Можно ли одинаково хорошо делать все – вопрос другой. Но разбираться в инструментарии вне своей узкой специализации необходимо. Стоит развиваться не только вглубь, но и вширь, изучать смежные дисциплины, постоянно учиться. Важно верить в бренды, с которыми работаешь, — без этого сложно коммуницировать. Работать с чем-то неблизким, негигиеничным значит отравлять свою жизнь и самооценку. Все проекты, с которыми я работаю, близки мне идейно.

С какими трудностями сталкивается начинающий пиарщик?

Я начала работать еще на третьем курсе вуза. Думаю, основной сложностью было отсутствие даже не профессионального, а жизненного опыта — как строить отношения, анализировать риски, не совершать необдуманных действий, думать на перспективу. Это приходит с опытом. Все остальное можно быстро наработать — было бы желание.

Как оценивать свой успех?

Я работаю с одним из самых ценных активов клиента – репутацией. В ее основе – доверие и уважение стейкхолдеров к компании. Есть такое понятие, как «гудвилл» – денежное выражение репутации компании. Чем лучше я работаю, тем выше «гудвилл». Неважного в формировании репутации нет. Успех формируют детали – будь то успешно проведенный ивент, повышение узнаваемости бренда или количество упоминаний в СМИ. Когда бизнес клиента развивается и пользуется авторитетом и уважением, я понимаю, что справилась с работой.

Какие профдеформации подстерегают пиарщиков?

Очень скептически отношусь к информации — вместо факт-чекинга в моду вошел хайп. Потому всегда смотрю на источник и фильтрую все, что вижу и слышу. Также я очень чувствительна к «воде» в текстах, предпочитаю простоту и краткость. Если не могу выловить смысл из первых предложений — перелистываю. Грамотность речи — отдельная тема. От «ихний» и «тудой-сюдой» бросает в холодный пот.

Часто ли вы сталкиваетесь с профессиональным выгоранием?

PR – в десятке самых стрессовых профессий в мире. Жесткие дедлайны, пристальное внимание со стороны общества, многозадачность – это все морально истощает. Но у меня профессиональное выгорание чаще наступает даже не от стресса и обилия задач, а от рутинной работы и отсутствия цели. В этом случае полезно остановиться и переосмыслить путь. Также мой энергетический ресурс – время с семьей, общение с интересными людьми и путешествия.

Какие перспективы карьерного роста в пиаре?

У каждого своя зона роста. Кто-то проделывает путь от специалиста до PR директора в глобальной корпорации, кто-то переходит в маркетинг, кто-то открывает свое агентство или работает консультантом, кто-то делает карьеру в PR плацдармом для создания собственного бизнеса. В каждой зоне есть плюсы и минусы, стеклянный потолок, поводы радоваться и расстраиваться. Для меня рост – это работа над сложными, меняющими среду проектами с идейно близкими клиентами. Новизна и интерес – вот мой личный адреналин, чтобы оставаться в профессии.

Фото из личного архива Ольги Селезневой

— Читайте также: Профориентиры: Чем занимается дизайнер одежды