Отец Георгий: «Если мы думаем, что наши мультики были хорошими, а сейчас плохие, то, наверное, мы состарились, но не помудрели»

Православный священник и отец пятерых детей о самом важном в воспитании ребенка

Георгий Коваленко, протоиерей, православный священник, участник инициативы «21 ноября», отец пятерых детей, рассказывает о том, что такое на самом деле религиозное воспитание, почему важно быть на одной волне с ребенком и свободе выбора.

Я начал встречаться со своей будущей женой Марианной еще в школе, в 9 классе, дружили, как тогда это называлось. Мы рано поженились, по современным меркам, у нас рано появились дети, в возрасте 28 лет мы уже были родителями четырех дочерей. А вот младший сын появился через большой промежуток времени, когда нам с супругой было уже больше сорока. Это совершенно разный опыт. Хотя есть, безусловно, общие моменты в воспитании.

unnamed (5)

О том, как важно уметь прислушиваться

Многие думают, что для того, чтобы правильно воспитывать ребенка, нужно ограничивать его свободу. На самом деле, наоборот, но нужно внимательно прислушиваться к тому, что происходит в сердце ребенка, уважая его личность.

О семье и примере

Воспитывать ребенка христианином, вовсе не означает спрятать его от мира, наоборот, нам нужно научить его быть христианином в этом мире. И другого способа, как личный пример, не существует. Если мы сами не живем по тем принципам, что декларируем ребенку, это бесполезно. Никакие курсы, ни школа, ни институты не дадут ребенку ничего, если дома он видит обратное. Семья – это место, где все начинается.

unnamed (6)

Об атеистическом детстве родителей и религиозном воспитании детей

К сожалению, мы живем в стране, где все декламируют себя верующими, а по мировоззрению остаются коммунистами и комсомольцами. Для того, чтобы воспитывать детей христианами, нужно самим такими быть, и, как минимум, изменить свое сознание. Знаете, что слово «покаяние» переводится с греческого как «перемена ума» — человек меняет свое мировоззрение, тогда меняется и его жизнь. Недостаточно одеть крестик, чтобы стать верующим. Это ничего не изменит. Я бы советовал начать взрослым с прочтения Евангелия и заповедей Божьих. Их всего 10, и они достаточно просты. Вообще Евангелие – лучший учебник по воспитанию, почитайте нагорную проповедь Спасителя, в ней раскрываются основные принципы жизни по-христиански.

О Боге, живущем в детском сердце

Как ни странно звучит, наши дети – более традиционные христиане, чем мы, взрослые, потому что они с детства ходят в храм, причащаются, исповедуются. Для них вера – естественна. И мы должны иметь смирение и прислушиваться к своим детям, понимать, что Бог живет в их сердцах.

unnamed (10)

Вообще у детей свое понимание веры, для них она ненаучна и по-своему понятна. У одной из моих дочерей был крестик, которые она носила не снимая несколько лет. Ей было четыре, и я вдруг заметил, что она носит его распятьем к себе. «Почему ты повернула крестик?» — Спрашиваю. «А у меня животик болит, — отвечает, а так Боженька ко мне ближе, помогает».

Об истинной религиозности

На самом деле, религиозность складывается из простых вещей: уважение перед святынями – своими и других верующих, уважение других религий, знание и одновременно – исполнение божьих заповедей в своей жизни.

О том, что самое важное в воспитании детей

Мне бы не хотелось меняться самому, помнить себя в их возрасте. Это очень важно для правильного воспитания. Если у меня в молодости были странного вида прически, а теперь моя дочь подстриглась очень коротко, я не должен из этого делать проблему. Я должен вспомнить, что ее мама в ее возрасте выглядела примерно так же. И теперь через 30 лет это опять модно. Нужно перестать относиться к детям как к грудным младенцам, оставлять за ними право выбора. В тот момент, когда дети делают какой-то выбор, они становятся взрослыми. Мы можем помогать детям с выбором, но не мешать. Например, мои дети, как и я долго, не знали, кем они хотят быть. Я предложил им: тогда получайте классическое образование, как и я. Увлекалась старшая математикой – закончила мехмат. Любила рисовать, фотографировать и как-то тянулась к прекрасному с детства вторая дочь – пошла в Могилянку на культурологию. Третья дочь хотела изучать богословие, но не хотела уезжать в Грецию учиться – пошла на философский факультет университета на религиеведение. Нравился четвертой дочери немецкий язык, она поступила в КИМО. Мальчик пока, слава Богу, еще в школу не ходит.

unnamed (7)

О свободе выбора,  завтраках и посте

Так получилось, что нас с супругой воспитывали в свободе, потому мы и с детьми своими поступали также. Например, у нас так повелось, что супруга даже завтрак или обед предлагала детям на выбор. Каждый решал, что он будет есть и всегда были варианты. То же самое с моментом, когда дети в нашей семье начинали поститься. Старшая всегда позиционировала себя «Я не дети», и она очень быстро сама начала поститься. Следующей стала поститься не вторая, а средняя дочь, которая всегда отличалась серьезным философским подходом. Я помню историю, когда из четырех дочерей не постились 2 – вторая и четвертая. Супруга вышла в магазин за сосисками, а в это время по телевизору показывали детскую передачу, которую вел мой друг, тоже отец Георгий. И вот он говорит: «Детки, сейчат идет пост. Если вы решили начать поститься, не нужно ждать следующего поста, можете начать прямо сегодня». Возвращается мама из магазина с сосисками, а младшая дочь решила, что она начинает поститься. А та, что старше ее на 4 года, сказала, что еще не хочет. Так и если одна ест пюре с сосисками, вторая только пюре. Это выбор.

Очень важно, чтобы воспитание детей было ненасильственным, тогда ребенок, покидая семью, не откажется от ее традиций, если придерживаться их – не было его личным выбором. Взрослый мудрее, умнее, он может создать ребенку его мир, в котором тот сможет принимать решения, расти и развиваться. И это будет его мир, не мир родителей, мама и папа, в котором будут важной составляющей частью. Ведь если родитель занимается ребенком, он по умолчанию для него авторитет.

unnamed (8)

О том, как направлять, не запрещая

Нужно быть с детьми на одной волне, смотреть их фильмы, читать книги. Если твой сын играет в Майнкрафт, будь добр, постигай. А если не нравится то, что делает ребенок, надо объяснить, почему и что не так. На самом деле, дети понимают, что хорошо, а что плохо. Но им нужно удовлетворять свое любопытство, постигать мир. Важно, чтобы ребенок при этом не прятался от родителей, чтобы не боялся. А нашел вместе с родителем то, что ему интересно. Я помню время, когда еще не был так развит интернет, я часами ходил по Петровке (книжный рынок в Киеве – прим. ред.), выбирая компьютерные игры для детской игры. Потом все наши друзья удивлялись, откуда я такие игры хорошие нахожу. Просто надо искать. Надо смотреть с ними мультики, которые им интересны. А не только показывать те, что мы смотрели в своем детстве. Современные мультики ничем не хуже. И если мы думаем, что наши мультики были хорошими, а сейчас плохие, то, наверное, мы состарились, но не помудрели.

Будьте как дети, научитесь любить то, что любят сейчас ваши дети. Помните, что, если вы будете навязывать им свой выбор, то рано или поздно наступит момент, когда они откажутся от него. И тогда проблем будет гораздо больше. Это очень видно по детям из церковных семей. Когда им запрещают все в детстве, потом они вырастают и начинают все пробовать. Так лучше они попробуют, когда им будет 3 года, 5 лет или в школе, но не во взрослом возрасте, когда и опасности серьезнее, и ошибки тяжелее. Искушения-то одни и те же. Просто какими-то вещами лучше переболеть в детстве. Выбор между добром и злом ведь происходит не один раз в жизни, как и между верой и неверием. Это постоянный процесс. Мы должны помнить об этом, и до определенного возраста научить детей решать проблемы. Иначе, получив безудержную свободу и не научившись с ней справляться, они могут наделать немало ошибок.

unnamed (11)

О новой реальности, отличиях между воспитанием 20 лет назад и сегодня

Между рождением моих дочерей и младшего сына большой промежуток времени, я и сам сильно изменился за это время. Согласитесь, большая разница между тем, как ты ощущаешь себя в 20 и в 40 лет. Единственное, что было тогда и есть сейчас, — понимание, что ребенок – не игрушка, он настоящий человек с самого рождения. Мудрость родителя заключается в том, чтобы не сломать его под свои представления. Дети могут быть разными – вредными, капризными, они могут не спать или наоборот… Родителю нужно подстроиться под этого человека и помочь ему стать личностью. Вот у меня все дочери рано начали говорить, читать, а мальчик – ни одной книги не порвал. Это новое поколение детей, которое практически не интересуют книги. Он еще не умеет читать, но с детства с планшетом. И это новая реальность, новый мир. Это нельзя запретить. Если папа более 20 лет не расстается с компьютером, странно думать, что его ребенок будет расти внекомпьютерной среды. В нашем детстве тоже существовала техника: телефоны, телевизоры. Для меня в детстве не существовал мир без телефона. Когда рождались мои девочки, в их окружении всегда был компьютер. Их мир невозможен без компьютера. Младший сын с детства рос с планшетом, смешно, но в его сознаии планшет первичнее, чем компьютер, он его знает раньше, ему он ближе. Конечно, у таких детей есть проблемы с тактильными вещами. Дети, растущие с планшетами, позже начинают разговаривать. И родители должны понимать это и работать над этим, а не запрещать планшеты.

Об образовании и школе, которой у нас нет

Для меня вопрос школьного образования – большая проблема. Мы с супругой с ужасом ожидаем времени, когда наш младший сын пойдет в первый класс. Как-то с высшим образованием у нас дела обстоят получше, чем со средним. У меня самого мама – учительница, я помню то время, когда эта профессия была престижной, учителя относились к определенной элите. А сейчас очень мало даже выпускников педвузов идут работать в школу.

Мне кажется, школа очень нуждается в реформах. Важно учесть развитие технологий и постараться совместить их с классическим образованием. Мы все с удовольствием читаем о том, какие хорошие школы в Финляндии или где-то еще в мире, так, может, стоит не изобретать велосипед, а взять их удачные модели, их опыт? И очень важно поднять статус и уровень жизни учителя. Тогда они смогут научить качеству жизни детей.

- Читайте также: «Киев интересного человека» с Георгием Коваленко