Почему рекламный ролик «Вынеси елку» откровенно сексистский

Гендерные эксперты комментируют рекламу новой услуги Мoyo

сексизм в рекламе
01.02.2016

Тема «прощай, елка» в конце января, видимо настолько актуальна, что интернет-магазин moyo.ua даже решил предложить своим клиентам новую услугу «Вынести елку». Заказать ее можно всего за пару кликов на сайте. Специально обученный сотрудник не только вынесет елку из квартиры, но также упакует новогодние игрушки в коробочку, а еще подметет за собой иголки. И все бы ничего, и можно радоваться очередному лайфхаку, но вот рекламный ролик… В общем, смотрите сами.

WoMo задал вопрос экспертам по гендерной тематике, что они думают об этом ролике.

circleТамара Злобина, кандидатка философских наук

Тупа сексистська реклама, в стилі акції «приїдь в купальнику на заправку — заправим повний бак». У баченні авторів послуги, українські жінки — домогосподарки, а чоловіки — безвідповідальні пофігісти. Жінки, які працюють, чоловіки, які слідкують за затишком власної оселі — це для рекламістів якась паралельна реальність. Хоча саме для такої цільової аудиторії насправді може бути корисною послуга компанії. Адже хто має заплатити за винос ялинки? Непрацююча жінка-домогосподарка? І перед тим випросити у свого мужчини, який сам не може викинути ялинку, гроші на цей сервіс? Цікаво, як довго буде просити? Як в анекдоті: всі йдуть на першотравневу демонстрацію, а моя благовірна все задовбує «винеси ялинку, винеси ялинку» (дай гроші на сервіс, який винесе ялинку)? В реальності працюючі українці — і чоловіки, і жінки, уже давно користуються послугами найманої праці — доставкою їжі, хімчистками, прибиранням, послугами сантехніків, електриків, з дрібного ремонту. Це ринок послуг для середнього класу великих міст, який стрімко розвивається. Виграє та компанія, яка має адекватні уявлення про свою цільову аудиторію. Ті ж, які мислять гендерними стереотипами, швидко програють (скільки б лайків їх сексистські фантазії не зібрали у соцмережах).

circle (42)Заряна Лисица, PR-консультантка, психологиня, феминистка

В то время, как наиболее отмеченной наградами кампанией 2015 стала #likeagirl Always (Gunn Report), наши рекламщики креативят на уровне позднего Советского Союза. Хвастать откровенной мизогинией = расписываться в собственной ограниченности и неспособности изобретать, а только воспроизводить и удовлетворять ожидания такой же сексистски настроенной аудитории. Я уверена, что редкая женщина ассоциирует себя с героинями в засаленных халатах/трениках, звучащими как пила, вечно занятых готовкой. Хотя мужчинам быть «скотиной», неспособным вынести елку за два месяца (ролик о конце зимы), похоже, вполне приемлемо.

circleИлона Фанта, медиа-тренерка, экс-редакторка сайта povaha.org.ua, гендерная экспертка

Реклама – это не сатира, а механизм продажи, соответственно, она не может высмеивать рекламируемый продукт или его потенциального покупателя, даже если она содержит преувеличение или юмор. Если мы говорим о конкретной услуге с елкой, то кому же она адресована? Точно не поющим женщинам в бигуди с терками. И вряд ли мужчинам, которые присутствуют в тексте звучащей песенки в качестве «скотины такой». Да и целевая аудитория магазина «Moyo», предлагающего услугу, моложе и, скорее всего, богаче изображаемых воспеваемых в ролике людей.  Если допустить, что это не ролик услуги, а необычное промо магазина, некий смысл углядеть в этом можно. Молодежь не проассоциирует себя с тетенькой с кастрюлькой. Молодежь считает себя умнее и круче, она не будет произносить или слушать фразу «кому я сказала», а решит любую проблему быстрее и эффективнее. Например, заказав соответствующую услугу. Однако как человек реагирует на картинку, которую он с собой никак не ассоциирует и которая его по этой причине совершенно не задевает? Пожмет плечами и пройдет мимо. А кого нам изображают в ролике? Негламурных, простецких женщин, мужчин, которых не видно, но на которых можно кричать и называть любыми словами, четкое гендерное разделение бытовых обязанностей. И если допустить, что целевую аудиторию «Moyo» отделяет от этих персонажей лет десять, то для того, чтобы в них не превратиться, молодым людям уже сейчас надо пожать плечами и пройти мимо. А еще – не снимать такие нелепые ролики. Ну, или хотя бы не лайкать.

— Читайте также: Сексизм в рекламе: Чье дело — голое тело?