Почему робот может быть лучшим руководителем?

В чем заключается задача лидера-человека

22.06.2020

Разработанные роботы и искусственный интеллект обладают мощными вычислительными ресурсами. И в ближайшее будущее робот-менеджер сможет заменить человека.

А вы бы стали работать с роботом-руководителем?

Хотя автоматизация квалифицированных рабочих мест становится реальностью, ваш начальник, вероятно, все еще человек. Даже при том, что самый оптимистичный энтузиаст искусственного интеллекта (ИИ) будет изо всех сил пытаться убедить нас, что технология создания нечеловеческих лидеров в самом ближайшем будущем, но через несколько десятков лет уже предстоит увидеть роботов-лидеров. Будет ли он намного хуже вашего нынешнего руководителя?

Большинство людей думают, что задача руководителя заключается в управлении людьми, но руководитель — это лидер, который раскрывает потенциал подчиненных. Если конкретней, лидерство — это процесс влияния, который позволяет группе людей действовать как команда, чтобы достичь большего, чем отдельный человек или группа, работающая под плохим руководством. Таким образом, лидерство является ресурсом группы, и главная проблема не в том, как выглядят лидеры, а в том, как они влияют на коллектив.

Хорошая новость для сторонников автоматизации лидерства заключается в том, что научные основы автоматизации уже заложены. Действительно, 100 лет научных исследований позволили нам определить ключевые составляющие лидерства, поэтому теперь можно с относительно высокой степенью точности предсказать, станет ли кто-то лидером и насколько эффективно он будет руководить. И как только мы сможем разложить феномен лидерства на основные компоненты, то можно его автоматизировать. Как заметил Норберт Винер, отец кибернетики и пионер в робототехнике: «Если мы можем выполнить задачу в четкой и разумной последовательности, может быть доверена машинам».

В отличие от человеческих лидеров, хорошо запрограммированный робот может самоотверженно работать на благо интересов своей команды.

Например, ключевым компонентом эффективного лидерства является техническая экспертиза. Неудивительно, что лидеры принимают лучшие решения, чем их подчиненные, если они имеют более высокий уровень знаний и иногда более высокий общий уровень интеллекта. В той степени, в которой эти знания могут быть сведены к фиксированному набору правил и фактов, даже самому опытному руководителю будет сложно конкурировать с машиной.

Более того, в то время как логические и умственные способности людей, как правило, достигают пика в возрасте 30 лет, интеллектуальные машины могут продолжать учиться и становиться умнее и быстрее, поскольку они обрабатывают больше данных. Конечно, робот-лидер не обладает человеческой интуицией, но нет никаких реальных доказательств того, что интуиция — чувства к фактам — делает лидеров более эффективными. Напротив, когда интуиция не основана на данных, она может породить токсичные идеи и нежелательное поведение, такое как предрассудки, бессознательное предубеждение и дискриминация.

Другим ключевым компонентом эффективного лидерства является честность, которая подразумевает, что команда опережает лидера и демонстрирует последовательность между словами и действиями. Есть две основные причины важности честности в руководстве. Во-первых, честность связана с надежностью, и если коллектив не будет доверять своим лидерам, они не смогут (или не захотят) хорошо работать. Во-вторых, когда лидерам не хватает честности, они могут участвовать в неэтичном и контрпродуктивном поведении, которое наносит ущерб их командам.

Учитывая, как часто мы видим токсичные и разрушительные поступки лидеров, в том числе это могут быть высококвалифицированные и талантливые люди, возглавляющие успешные и глобальные организации, представляется, что планка честности довольно низкая, поэтому не должно быть трудностей в разработке роботов-лидеров, которые превосходят большинство своих человеческих коллег.

Излишне говорить, что, в отличие от лидеров-людей, хорошо запрограммированный робот будет самоотверженно сосредоточен на продвижении интересов своей команды — это будет его единственной задачей. Напротив, даже самые эффективные лидеры склонны руководствоваться эгоистичными и самовлюбленными желаниями (например, необходимостью в статусе, признании и власти), что объясняет, почему они часто сходят с рельсов. Действительно, как показывает исследование, что от 67% менеджеров могут потерпеть неудачу.

Третий важный элемент для эффективного лидерства — это стратегическое самосознание или способность понимать, как один влияет на других. Самосознательные лидеры могут исследовать себя с точки зрения других людей. Они бдительны к обратной связи и способны оценить, как их действия и намерения могут быть интерпретированы другими.

Действительно, большинство систем искусственного интеллекта содержат петлю обратной связи, которая позволяет им корректировать свои решения на основе входов окружающей среды (например, термостатов, чат-ботов и носимых устройств). Между тем технологии для выявления человеческих эмоций из аудиовизуального контента стремительно развиваются. И опять же, дело не в том, что эта способность особенно усовершенствована в лидерах, поэтому миллиарды долларов ежегодно выделяются на коучинг руководителей, призванный помочь лидерам повысить их самосознание.

Последний ключевой компонент для эффективного лидерства касается хороших навыков людей, часто называемых эмоциональным интеллектом (EQ). Лидеры с более высоким EQ способны сохранять спокойствие даже в стрессовых ситуациях. Они могут читать других людей как книгу и способны предсказывать и влиять на поведение других.

Хотя эмоциональное программирование — создание эмоционально интеллектуальных систем — все еще находятся в зачаточном состоянии, важно отметить, что роботам не нужно уметь чувствовать, чтобы действовать эмоционально разумным образом. Фактически, вопреки тому, что думают люди, даже у людей высокий EQ связан с более низкой, а не с высокой эмоциональностью: речь идет о контроле над своими импульсами и подавлении сильных эмоций, чтобы действовать рационально и минимизировать эмоциональные помехи.

Что означает искусственный интеллект для творческого ума?

Диапазон баллов эмоционального интеллекта (EQ) простирается от самых низких баллов, которые свойственны невротикам, вспыльчивым и чрезмерно чувствительным людям, до самых высоких, характерных для флегматиков, апатичных и безучастных людей.  Таким образом, задача заключается в создании роботов с низким, а не высоким EQ. Хотя в данный момент идея компьютерного менеджера может показаться слишком надуманной, роботы-лидеры появятся у нас на работе и постепенно начнут вытеснять плохих (и даже средних) руководителей уже в ближайшие десятилетия.

 

Читайте также: «Как сделать полезное оливковое масло в домашних условиях»

Новини партнерів