Почему ребенок не хочет учиться и что с этим делать

Лучший способ восстановить интерес к обучению

Понятие «учиться» у детей неотъемлемо связано со школой. А энтузиазм к учебе у ребенка пропадает обычно к 3-му классу. А то и раньше. В 6-8 классах школьники обычно стойко выражают антипатию к обучению. А в старших классах школа вообще теряет приоритет и не ассоциируется с приобретением знаний и опыта в принципе.

Подростковый бизнес-клуб «BeezzCraft» проанализировал причины и делится своими соображениями на счет того, как помочь восстановить интерес к обучению у детей. Занятия в бизнес-клубе проходят по указанным принципам. Родители могут ознакомиться с данным кодексом обучения и при желании обратиться к нему.

Причина № 1. Накопление пробелов

Чем больше ребенок в школе изучает, тем больше у него накапливается непонимания: ведь если он учится в обычной школьной системе, он вынужден встраиваться в общий темп, и на прояснение времени не остается. Если по какому-либо предмету происходит выпадение, неясность, которые остаются белым пятном в знаниях – ученик начинает избегать таких занятий, сам предмет переходит в разряд «с этим у меня плохо». Череда пробелов в знаниях равносильна проигрышам для ученика. И поскольку пробелы случаются почти по каждому предмету, ребенок воспринимает учебу как заранее проигрышное мероприятие. Зачем идти туда, где тебя ждет поражение и где ты представлен в не лучшем свете?

Выход: ситуация успеха

Симптомы избегания по какому-либо предмету или сфере обучения могут послужить для родителей звоночком: есть пробелы! Чтобы докопаться до них, стоит вернуться в точку, где еще жил энтузиазм и все получалось (иногда это самое начало). Начать «разгребать завалы» следует с основных понятий – прояснить с учащимся базовые вещи, показать на примерах, помочь расставить по полочкам, задавать вопросы, разыгрывать ситуации. Это можно сделать самим либо прибегнуть к помощи репетитора/тренера. Главная цель – это достичь ситуации успеха, отмечать маленькие победы и продвижения, праздновать любое преодоление непонимания. У ученика должно сформироваться ощущение «я могу», и постепенно его должно становиться больше, чем «с этим у меня сложно». В процессе устранения пробелов ребенок также приобретет навык учиться, а это значит: понимать суть, опознавать и преодолевать очаги непонимания, находить ответы на свои вопросы.

Причина № 2. Обязаловка

Широкий ассортимент предметов-кружков-спецкурсов падает на ребенка тяжелой горой – и все обязательно нужно учить! Меряют успех не по отдельным предметам, а по общему среднему показателю. Парень может быть прекрасным футболистом, но отличная оценка по физкультуре не вытянет его из ряда «двоечников». А девочку, мечтающую стать ботаником, не прельстит изучение языков или математика. Мало какой учитель может адекватно ответить на вопрос «зачем это учить?». А родителю нужно находить ответы!

Выход: строить обучение за интересом ребенка.

Ответы типа «Нужно учиться, чтобы зарабатывать деньги» или «Иностранный язык поможет найти престижную работу» очень расплывчатые и не удовлетворят ребенка. Как и указание учиться хорошо, потому что просто так НАДО. В таких случаях ученик учится «на автомате», для галочки, и при первой возможности выкинет все из головы. Чтобы обучение было продуктивным, помогите ребенку понять цель учебы в каждой сфере. Для этого проследите за его интересом, за тем, что его привлекает, что он делает без побуждения, но по собственному желанию. Хороший спортсмен? В спорте нужны также счет, иностранный язык, география – вместе разбирайтесь со ставками, смотрите иностранные каналы спорта, обсуждайте страны, из которых на соревнования едут спортсмены. Смиритесь с данностью: если у ребенка нет интереса – он не усвоит никакое обучение. Но зато на интересе можно «продать» любые знания! Работа по нахождению интереса у ребенка – одна из самых сложных, но и самых полезных в последствии.

Причина № 3. Скованность в действиях

Во время школьного обучения ученик пересыщен входящей информацией, он слушает, слушает, слушает – намного больше, чем действует. Но ведь именно в деятельности происходит настоящее обучение! Реализация знаний в контрольных, лабораторных или даже научных экскурсиях – слабо эффективна. Запрос на знания появляется тогда, когда человек начинает действовать, что-то творить, решать задачи, продвигаться к цели. Ученику важно видеть свой продукт деятельности – тогда обучение становится ценностью и инструментом. А оценка – весьма сомнительный продукт, его нельзя пощупать, он не представляет ценности для других.

Выход: создавать возможности для действий

Где бы вы ни были – давайте ребенку пространство для действий. И если ему 7 лет, и если – тем более! – 14-17. Ставьте перед ним задачи не как указания, а как предложения, как вызов. Пусть попробует сам сделать обед или развести костер на пикнике, или проложить маршрут путешествия, или найти выгодный обменник в аэропорту. Берите его на свои встречи, подключайте к своим делам, включайте в проекты. Именно в такие моменты у детей формируется вопрос: «А как это лучше сделать?». И здесь уже начинается истинное учение.

Причина № 4. Расфокусировка

Много сфер знаний, много занятий, много предметов – это с одной стороны хорошо, поскольку можно все посмотреть, попробовать и сделать выбор. С другой стороны, может привести в замешательство. А если еще ученика заставляют по всем сферам показывать успешные результаты, все учить на одинаково высоком уровне – то мы рискуем получить закомплексованного и нервозного человека, не способного расставлять приоритеты и ненавидящего учебу.

Выход: профилирование

Выбор у ученика обязательно должен быть. Но так же обязательной должна быть и поддержка родителя, когда ребенок сталкивается с огромным ассортиментом. После нескольких проб важно помочь учащемуся определить сферы, которые ему наиболее интересны и на изучение которых он будет тратить больше времени, чем на все остальное. Немало важным будет и определение сфер, которые не интересны. Если это предметы в школе, и они не приоритетны для будущего пути – их можно изучать на уровне «сдать и забыть», т.е. получить базовые знания, но не углубляться.

Помните: все знать невозможно, и не стоит этого требовать от ребенка. Лучше пройдите с ним профтестирование, чтобы заранее знать, в каком направлении двигаться и каким зонам развития стоит уделить внимание. Бейте в цель, фокусируясь.

— Читайте также: Play and learn: Как учить английский с дошкольниками

Мы в Facebook