Представители поколения Z живут с гаджетами в руках, учатся программировать с детского сада и начинают подрабатывать еще в школе. С какими же навыками и установками они приходят устраиваться на работу, чем их можно привлечь и как удержать? Этот вопрос ежедневно задают себе специалисты по работе с персоналом по всему миру, ведь начиная с 2019 года поколение Z стало самым многочисленным – 32% мирового населения, и на него попробует ответить директор по управлению персоналом у «Terra Food» Яна Романенко.
Ценности поколения Z
Для работодателя найти общий язык с поколением Z задача не из простых. Поколение Z ценит свободу и независимость, зумеры стремятся наслаждаться жизнью и удерживать баланс между работой и личной жизнью. Но их нельзя считать безответственными сибаритами, которые сконцентрированы на себе и своих интересах. Исследования показывают, что зумеры также озабочены общественными проблемами, готовы быть волонтерами, уделять время благотворительности и заботиться об экологии.
Зумеры амбициозны, уверены в себе, не терпят приказов, прессинга и ругани, часто меняют работу и выгорают, не получая должного вознаграждения, самореализации или увязнув в долгосрочных проектах. Их отличает отсутствие концентрации, неумение общаться и болезненное отношение к критике. И при этом они эрудированы, креативны, постоянно пробуют новое и быстро обучаются, а также готовы к нетипичному рабочему графику:
60% из них готовы работать по ночам и в выходные дни.
Они во всем стремятся к балансу, поэтому станут ценными сотрудниками, если компания их заинтересует и предоставит возможности для роста и развития, идеально – под присмотром опытного куратора или ментора. Для зумеров крайне важно иметь наставника, причем не просто хорошего менеджера, а настоящего лидера, который сможет индивидуально подойти к профессиональной подготовке молодого коллеги.
Внутренние коммуникации, возможности неформального общения с коллегами, отсутствие жесткой субординации — залог того, что этим людям будет комфортно работать в компании. Например, во всех внутренних ивентах нашей компании, активное участие принимает СЕО. Этот факт имеет хороший отклик у сотрудников, особенно у представителей молодого поколения. Непосредственно наши ивенты всегда включают микс каналов коммуникаций: внутрення группа в соцсетях, креативные POS-материалы на основе сюжетов, которые стали мемами, у всех на устах и близки «зэтам».
Может показаться, что зумеры легкомысленны и даже инфантильны, но это не так. Поколение Z мотивировано карьерой, ориентировано на финансовое благополучие, но предпочитает прозрачную и справедливую систему оплаты.
60% будут развивать навык, если это приведет к увеличению оплаты.
Они готовы обучаться новому, желательно короткие курсы онлайн с возможностью выбора, и 75% заинтересованы выполнять сразу несколько функций на рабочем месте.
Конечно, стоит отметить, что поколение Z предпочитает работать удаленно, дистанционно, гибридный и гибкий график — их нормальные ожидания. Например, до начала пандемии, когда удаленка не была столь популярна, почти для всех зумеров-кандидатов на офисные позиции в нашей компании возможность работать в онлайн-формате была одним из условий найма.
Читайте также: Покоління Z про бізнес та нову реальність: 27 лютого у Києві відбудеться безплатна конференція унікальних підлітків Zavtrа
Как выстраивать работу с поколением Z
Чтобы привлечь зумеров, работодателям необходимо быть технологичными и инновационными, независимо от отрасли и возраста компании быть активно представленными в сети, использовать Instagram, Snapchat, TikTok и др. Для поиска и рекламы, использовать мобильные приложения, видео для мобильных устройств, проводить онлайн-знакомства, презентации компании, онлайн-интервью. И обязательно предоставлять обратную связь по итогам интервью. Также важна качественная адаптация с использованием коротких видео и игр, с минимумом длинных и скучных инструкций.
И, конечно, нельзя забывать о взаимодействии с учебными заведениями, ведь многие зумеры начинают работать еще во время учебы. Разумеется, они готовы дальше учиться самостоятельно уже на рабочем месте, предпочитая видео на YouTube или корпоративном портале. Мы в компании в течение нескольких лет работаем с рядом вузов, среди которых Национальный университет пищевых технологий, Киевский транспортно-экономический колледж и пр. Как правило, со студентами 2-3 курсов встречаются руководители профильных отделов департаментов. Мы презентуем перспективы работы в компании и знаем из практического опыта, что лучше всего «зеты» реагируют на легкую, эмоциональную и короткую презентацию, предпочтительно в онлайн-формате.
Зумеры посылают сигнал работодателям: «Относитесь к нам как к своим клиентам, если хотите нас удержать!».
Важно уважать их ценности: позволить им быть всегда на связи (даже если это означает «в смартфоне»), не ограничивать дресс-кодом, реализовывать эко- и КСО-проекты, милые сердцу зумеров. И самое главное – уважать ценность их самих. Ведь поколение Z хочет изменить мир к лучшему, и в наших силах сделать это вместе с ними.