Последовательная сознательность: Этап «Экоматериалы»

Почему войлок – это правильно, объясняет Катерина Сполитак

Последовательная сознательность: Этап «Экоматериалы»
19.07.2017

Если говорить об аксессуарах, то считается, что самым лучшим материалом является кожа, которая служит годами, десятилетиями и красиво старится. А те материалы, которые предлагают экобренды, не могут с ней сравниться. Почему это не так, и войлок, к примеру, может быть коже отличной альтернативой, причем этичной, рассказывает Катерина Сполитак, которая вместе с мужем Никитой основала бренд Woolberry.

Тех, кто уже делает в Украине sustainable-бизнес, приглашаем принять участие в нашем конкурсе устойчивых бизнес-решений СТАЛО. Заполнить заявку и узнать подробности конкурса вы сможете тут.

Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к пошиву войлочных сумок и других аксессуаров?

По первому образованию я филолог, по второму – режиссер кино, я всю жизнь снимала видео. Я очень люблю визуальные решения, эстетику, люблю ее подавать, поэтому сама занимаюсь Instagram бренда. Мы — небольшая компания, но много работаем над технологиями, которые позволяют постоянно совершенствовать качество изделий. Те времена, когда я сама кроила весь материал и вручную устанавливала каждый замок, уже позади. Теперь у нас просторная мастерская на Подоле, и там работает команда профессионалов. Мы постоянно следим за новыми трендами в производстве и внедряем их у себя. Меня часто спрашивают, как родился наш бренд. Он родился спонтанно. В тот момент в воздухе витало много идей, что бы такого сделать — но именно история с сумкой из войлока оказалась самой яркой и жизнеспособной. При этом все проекты, которые в тот момент со скоростью света рождались в наших с мужем головах — все они были в той или иной степени экологическими. Они просто отражали часть нашего мировоззрения и какие-то повседневные привычки, которые были для нас естественными. Никита, еще учась в Могилянке, очень ответственно относился к сортировке отходов — так что, может, мы еще придумаем какой-то лайфхак в области утилизации.

Что же касается Woolberry, то тут был не столько интерес просто пошить сумку, хотелось поработать с новым материалом, с которым никто прежде в Украине не работал — натуральным войлоком. Вот в Европе уже давно шьют сумки из войлока (то есть мы не первопроходцы в этом деле), но даже сами европейцы часто воспринимают изделия из войлока как нишевые. Нам же хотелось создать бестселлер — сумку на каждый день — и показать, что войлок можно носить ежедневно, по любому поводу и с любой одеждой. И нам это удалось. Мы придумали стильные, минималистичные модели — и они стали настоящими хитами. Через сумки оказалось проще достучаться до аудитории. И теперь у людей не возникает вопроса — ой, а что это? а как оно носится? а оно прочное? а не потеряет ли оно форму? Кстати о войлоке: мы перепробовали разные материалы — и в итоге остановились именно на немецком (он производится из шерсти австралийских мериносов). То есть мы покупаем уже готовый, окрашенный, обработанный влагозащитной пропиткой материал — он легко чистится обычным мылом — и тут уже разрабатываем модели и шьем.

Многие люди имеют экопроекты, идеи, но не все целеустремленно над ними работают. Что не позволяет вам сложить руки?

Наше дело находится на пересечении с модой, дизайном. Когда люди видят наши сумки, они прежде всего думают о том, что это красиво — красивые цвета, приятная фактура, дизайн… Мы воздействуем на эстетические «кнопки», — и это очень благоприятная почва для того, чтобы объяснить, что это не только красиво, но и хорошо – этично по отношению к животным, экологично в плане возобновляемости ресурсов. Мы создаем вещи в идеологии slow fashion, не выпускаем капсульные коллекции, у нас нет стремления постоянно обновлять модельный ряд, следуя сиюминутным трендам. Наша основная аудитория – это женщины. Мне кажется, что мы, женщины, не только более восприимчивы к красивым вещам, но еще и в некотором смысле ближе к природе — к природным текстурам и материалам. Поэтому у нас нет проблемы коммуникации с аудиторией: достаточно прикоснуться к войлоку и все становится ясно. Просто пока что донести мысль о красоте продукта легче, чем о его этичности.

Насколько украинцы готовы к восприятию экопроектов?

Когда ты людям рассказываешь о том, что с овцами ничего плохого не случилось – их просто побрили, они остались живыми, они скорее радуются такому приятному бонусу в виде этичности. У нас есть клиенты, которые первым делом интересуются, нет ли кожаных элементов в наших изделиях, но все они за границей, в основном в США. Пока мы не можем полностью отказаться от кожи, хотя и идем к этому. Американцам, европейцам очень важно, чтобы не было кожаных элементов. У украинцев такой осознанности, культуры экологичного воспитания нет. Часто люди думают, что экопрактики вроде Zero Waste – это какая-то секта. Но хотелось бы, чтобы экологичность была такой же естественной, как и чистка зубов.

Сталкивались ли вы со стереотипами об экологичности?

Есть устойчивое убеждение, что кожа — это синоним качества, материал, проверенный веками — и многие люди по-прежнему уверены, что сумка должна быть именно кожаной. Я недавно была во Флоренции (мировом центре по производству кожи растительного дубления) — и там все буквально пропахло кожей. Туристы по-прежнему приезжают туда ради двух вещей: чтобы увидеть собор Санта Мариа дель Фьоре и купить сумку. Если флорентийцу показать экокожу — он скажет, что это ерунда, дешевый заменитель. Так и с другими людьми, которые вращаются в мире слишком «традиционных» ценностей.

В этом смысле с натуральным войлоком — отдельная история. Это также традиционный и понятный для многих людей материал. Но плюс ко всему — он этичен. При этом я не стану противопоставлять войлок коже по принципу этичности/неэтичности или «клеймить» тех, кто работает с кожей. Это просто разные материалы, которые воплощают разные подходы — и каждый выбирает для себя.

Расскажите, пожалуйста, об акции #refresh. В чем она состоит?

Это некоммерческий проект, суть которого в том, что мы принимаем наши старые войлочные сумки и даем 30% скидки на новую сумку. Мы хотели привлечь внимание на то, что можно с умом пристроить сумку, которая пылится в шкафу. Мы пока не знаем, как перерабатывать кожу, пластиковые игрушки, детскую обувь, но в своей нише решили попробовать такую инициативу, ведь мы знаем, как переработать шерсть.

По акции люди стали активно обращаться, идея о том, что можно сделать нечто большее, чем просто носить вещь, очень интересна. Мы придумали, как использовать материал по-новому – например, вырубить из него брелоки, чтобы не закупать новый. Мы нашли партнера, бренд TEPLO, который делает пуфики, мягкую мебель. Раньше основательница бренда Вика набивала свои изделия синтепоном и поролоном, но мы предложили использовать обрезки шерсти – она теплая, гипоаллергенная, с хорошим теплообменом. Мы запустили новую линейку пуфиков с обивкой из хлопка, а внутри них войлочные обрезки. Изначально мы хотели отправить старые сумки на переработку во Францию, однако оказалось, что эта фабрика так не работает, а может разве что сделать миксованный материал из своего вторсырья. Мы начали искать производителя по Украине, и выяснилось, что у нас с неткаными материалами никто не работает – могут принять даже марлю, бинты, джинсы, из которых делают бумагу, но не войлок. И мы начали искать «лазейки».

Мы не ожидали того, что сумки, которые нам принесли, оказались в очень хорошем состоянии. Сумки трехлетней давности – как новые. Может, через год-два мы повторим этот проект, и тогда будет заметнее, что происходит с войлоком. У меня есть сумка из первой же тестовой коллекции, шопер миндального цвета, по которой я наблюдаю, как ведет себя материал.

Можно ли сказать, что эта акция является апскайлингом?

Я бы сказала, что она на грани, потому что вторсырье мы не подвергаем никакой обработке, мы его вручную измельчаем, и так он начинает новую жизнь. Вообще апсайклинг – великолепная идея. Реализовать ее с пластиком очень трудно, но с одеждой, аксессуарами гораздо легче. Если у тебя нет возможности или ресурса придумать новую технологию, разработать материал, мне кажется, на эту нишу стоит обратить внимание. Вот дизайнер Ксения Шнайдер покупала у Inditex отходы производства и сделала из них коллекцию. Моя героиня – Стелла Маккартни, которая покупает остатки шерсти козы по всему миру. Ее кашемировые свитера полностью делают из остатков. Они подсчитали, что на один новый свитер идет шерсть четырех коз, но если делать его из остатков, то сырье экономится на 92%.

Чем отличается войлок от других подобных материалов? Какие его качества?

С войлоком происходит та же ситуация, что и с шелком, этим словом называют разные материалы, которые часто им не являются. Если говорить в международных терминах, то есть felt, filz, wool. Важно понимать, что в качественном войлоке есть только шерсть, пигмент, которым ее покрасили, и влагозащитное напыление в несколько микрон. Шерсть прессуется под воздействием высокой температуры и пара, и в нее не добавляются дополнительные связывающие элементы, волокна, в том числе и синтетические, как в других материалах. Мы пробовали фетр, синтетический и полусинтетический, но он крайне недолговечен, буквально за пару месяцев меняет форму и вид. Практически все недорогие чехлы для ноутбуков, которые продаются на Amazon, сделаны из синтетического материала, которые именно за счет этого сильно выкатываются. Из-за этого у людей формируется предубежденное отношение к материалу.

Что люди могут делать дома с войлоком, если у них есть такие вещи?

Войлок – живой материал, он передает тепло, поэтому его можно использовать в самых разных вещах. Он просто божественно смотрится в дизайне интерьера, в подушках, настенных панелях – причем он может использоваться не только для декора, но и для звукоизоляции. Из обрезков можно сделать коврики в стиле пэчворк, подставки под тарелки или стаканы для стола. Из войлока можно сделать отличные держатели для салфеток, приборов. Очень увлекательная тема – детская, из войлока можно делать мобили. Когда ребенок маленький, ему нужно ко всему прикасаться. И из толстого войлока можно вырубать фигурки, которые будут держать форму, и их края не нужно дополнительно обрабатывать.

Дизайнеры интерьера, архитекторы, которые работают с войлоком и понимают его потенциал, придумывают невероятные вещи. Однажды к нам обратилась девушка-дизайнер, которая придумала живую стену из войлока: на стены крепятся войлочные карманы, в них высаживаются растения, проводится система орошения, и все это прорастает прямо в войлок, начинает жить своей жизнью.

Что для вас осознанное потребление? Какой смысл вы вкладываете в этот термин?

Я считаю, осознанное потребление – когда человек думает и делает осознанный выбор. Когда даже в каждом пустяке он осознает, что от него что-то зависит. Многие люди думают про «страдающих» черепах, тюленей, чаек и считают, что они «капля в море» и ничего не могут для них сделать. Может, это прозвучит как утопия, но если признать, что все мы можем что-то сделать, что мы не одни, то осознанность появится.

Какие экопрактики вы наблюдаете в путешествиях?

В Венеции, помимо дворцов и прочей красоты, есть передовая сортировка мусора. У всех местных жителей есть карточки, которыми они открывают мусорные баки. Если они правильно его выбрасывают, то им на карту зачисляются бонусы. А если выбрасывают, например, грязную коробку от пиццы или немытую бутылку от молока, то их штрафуют. Венецианцы так поддерживают свой статус как первых во всем, со времен Венецианской республики. Много веков назад они были главными на море, а теперь утверждают свое первенство в экологичности.

Индия воспринимается как страна, где чтят священных животных, не едят говядину, нет зацикленности на роскоши. Но их отношение к мусору сильно отличается от нашего, и иногда приводит в недоумение. В поездах люди все объедки бросают на пол, и не только в обычных. В комфортных поездах тару от обеда выбрасывают в окно. На улицах коровы едят картон, в городах колоссальное количество мусора, и для индусов это в порядке вещей. Мы в путешествии сначала порывались собирать эти картонки, но куда их выбрасывать?

Какие виды осознанного потребления вы практикуете в семье?

Мы с Никитой сошлись на почве экологичности, она в какой-то мере лежит в основе наших отношений – экологичность по отношению к себе, к людям, ко всему окружающему. Важно меньше хвататься за сиюминутные тренды, а пользоваться качественными долговечными вещами. Мне кажется, наше поколение приходит к этой зрелости, и у нас есть шанс воспитать и наших детей на этих ценностях. В этом нет ничего сложного, более того экологичность становится трендовой. И здесь есть опасность того, что она воспринимается только как тренд. Но нужно пробовать какие-то простые, доступные вещи, как, например, использовать меньше пакетов. Хотя на рынках органики продавцы не спешат насыпать фрукты в мой мешочек, все равно используют пакеты.

Нашему ребенку четыре года, и он сортирует мусор, мы просто говорим, куда что выбросить. Для него это игра, в этом нет ничего сложного. Мы покупаем качественные вещи, не используем пакеты, а за покупками ходим с большой хозяйственной сумкой. Мы едим здоровую, сезонную еду, бездрожжевой хлеб – это такая радость, что в Украине мы можем себе позволить свежие продукты. 

Как прививать детям экологичность, осознанность?

Важно самому быть примером. Наш сын сейчас копирует все, что делают мама и папа, и очень гордится, когда сделал что-то правильно. На площадке он может выбросить в мусорное ведро обнаруженный мусор. Что будет потом? Думаю, будет сложнее, когда он столкнется в школе с другими детьми. Они же чутки к авторитетам, и если мальчик, который будет выглядеть крутым в его глазах, и будет поступать неправильно, это станет проблемой. Но пока мы должны быть живым примером в его глазах, поступать естественно. Главное, не испортить природную доброту ребенка. Я уверена, что изначально в людях она есть, не думаю, что детская жестокость бывает органичной. Дети же любят природу, животных. Надо только не потерять эту заботу, ощущение себя частью этого мира.

Беседовала Галина Ковальчук. Фото: из личного архива Катерины Сполитак. Заглавная иллюстрация: Анна Удовенко

Тех, кто уже делает в Украине sustainable-бизнес, приглашаем принять участие в нашем конкурсе устойчивых бизнес-решений СТАЛО. Заполнить заявку и узнать подробности конкурса вы сможете тут.

— Читайте также: Made in Ukraine: Сумки от 17 украинских брендов