Последовательная сознательность: Этап «Вторичное потребление»

Как подходить к покупкам разумно - рассказывает Анна Уварова

Когда гардероб уже трещит по швам, а его дверки болтаются на петлях, потому что просто не выдерживают напора тяжести от тонны одежды, тогда эта самая тонна постепенно перекочевывает в коробки, захламляя уже пространство кладовок и балконов. Но решение проблемы консьюмеризма реально, — считает Анна Уварова, координатор Благотворительного магазина «Laska», и рассказывает о своих эко-практиках, вторичном потреблении и разумном подходе к шопингу. 

Расскажите о том дне, моменте «озарения», когда вы поняли, что общество потребляет несоразмерно много и с этим что-то нужно делать. Что послужило триггером лично для вас?

Для меня наверно таким триггером стало окружение, люди, которые рассказали мне о том, как влияет мусор на глобальное потепление. А потом благодаря своему проекту, благотворительному магазину, столкнулась с проблемой переработки в Украине. К нам в основном приносят хорошие вещи, которые мы или продаем, или отдаем в многодетные семьи и детские дома, но иногда приносят вещи, которые не подходят для использования по прямому назначению. Исследовав рынок переработки текстиля в Украине, мы столкнулись с тем, что его нет. Переработать могут только натуральные ткани с очень небольшим процентом синтетики, а в одежде такого практически нет. Начав копать дальше, выяснила, что в мире текстильная промышленность — вторая по объему в мире по количеству мусора (после нефтепродуктов). Причина этого — колоссальный скачок потребления одежды за последние 20 лет. И мы это уже наблюдаем в Украине. У нас сейчас установлено два контейнера в общественных местах (SkyMall и Ocean Plaza) и за неделю они генерят две тонны вещей!

Какие эко-практики вы применяете в жизни? Дома, в быту, на работе?

Большая часть моего гардероба — это вещи, купленные в благотворительном магазине. И у меня такое правило: если я купила две вещи, я должна отдать две вещи (в благотворительный магазин, родственникам). Таким образом я не приумножаю количество новой одежды в обороте, и не перегружаю свой дом большим количеством вещей. Также я использую термокружку для покупки coffe to go, у меня есть мешочки для овощей/фруктов, которые я использую для покупки продуктов. Мы с мужем уже давно не покупали новые гаджеты (мобильные, компьютеры). Покупаем б/у, муж хорошо в этом разбирается и может оценить насколько вещь изношена. Это в том числе помогает экономить деньги и тратить их на образование и путешествия. В магазине же мы вообще не выбрасываем вещи, которые нам приносят, а стараемся найти им применение или сдаем на переработку за свои деньги (это касается техники). Таким образом в 2015 году у нас родился проект Recycled Rugs — производство ковриков из ветоши, которые делает мужчина из дома престарелых.

Расскажите о практике вторичного потребления в одежде на примере своего гардероба.

Большая часть моего гардероба — это вещи, которые уже были в употреблении. Большинство из них я купила в «Ласке». Знаю, что у многих людей есть предубеждения к такой одежде, особенно если есть финансовая возможность купить дорогую вещь. Но на самом деле никто из моих знакомых или друзей не может отличить, где вещь была куплена, но при этом я не приумножаю потребление и как следствие текстильный мусор, да еще и экономлю. Если же я покупаю новую вещь, стараюсь, чтобы она была максимально качественной и прослужила мне несколько лет.

Как подходить к шопингу, чтобы выбирать то, что не окажется в груде мусора через пару месяцев, а можно будет использовать и переделывать?

Важно подходить к каждой покупке осознанно, четко понимая, зачем тебе она и есть ли в твоем гардеробе вещь, которая сочетается в полноценный лук. Рекомендую покупать хорошие качественные вещи и вещи из благотворительного магазина. В 2013 году на текстильной фабрике в Бангладеше случилась авария, которая унесла жизни 1127 женщин, которые там работали. Еще тысячи получили травмы. На этой фабрике производилась одежда для мировых лидеров масс-маркет одежды. Эта трагедия стала катализатором для расследований в сфере производства одежды в странах третьего мира. Реальная цена дешевой одежды очень высока, это жизни других людей, это патологии в здоровье людей, которые живут в регионах, где одежда окрашивается. Более подробно это показано в документальном фильме «Реальная цена моды». И теперь как только я хочу купить дешевую новую вещь, я вспоминаю этот фильм и как производится эта одежда.

По вашему мнению, что мешает людям осознать, в чем проблема консьюмеризма, и есть ли вообще шанс, что это произойдет когда-либо в глобальных масштабах?

Мне кажется, что изменения произойдут, если распространять информацию о том, как потребительский образ жизни влияет на планету и на жизнь других людей, и в частности как это влияет на страну, где ты живешь. В Украине, на мой взгляд, причин этому две. Первое — наша страна относительно недавно получила доступ к разнообразию одежды, обуви и аксессуаров, и люди еще не удовлетворили свой потребительский голод. Второе — у нас до сих пор встречают по одежке. При этом практически отсутствует понимание, кто производит эту одежду, что за ней стоит и куда она девается, после того как становится не нужна.

А как прививать экологичность и идею осознанного потребления детям?

Большая роль в этом родителей и школы. На каждое «купи» стоит спрашивать «зачем?» Может, эту потребность может покрыть уже имеющаяся вещь? И, конечно, стоит включать в школьный курс по экологии информацию о том, куда деваются все те вещи, которыми пользуется ребенок, чтобы было полное понимание всего цикла. Очень часто мы видим только красивую витрину, но мало кто знает, что за ней стоит, пора открывать эту завесу.

— Читайте также: Последовательная сознательность: Этап «Экоматериалы»

Мы в Facebook