Правда или вызов: О плюсах украинского образования

Разрушить под основание, модернизировать или оставить?

Родители на распутье. У кого-то есть выбор – где учить своего ребенка: в Украине или за рубежом? У большинства выбора нет – учиться дети будут в Украине.  Про качество образования в Украине уже заговорили сами дети (все мы помним выступление 11-летнего спикера конференции «Завтра по имени_» Тимофея Дрогина). А чему же украинская система образования учит хорошо? Анализирует Эмилия Воронцова, научный сотрудник отдела социальной работы и этики Института модернизации содержания образования.

Лучшее — враг хорошего?

Система образования в Украине продолжает традиции советской педагогики. Педагогики Макаренко, Сухомлинского, Шаталова, Занкова и Костюка. Эти имена известны во всем мире и все цивилизованные страны признали этих педагогов великими. К их работам возвращаются снова и снова. На них ссылаются те зарубежные педагоги, которых затем часто преподносят нам как гуру в педагогике и психологии.

В отечественной педагогике практически отсутствуют категории «необучаемые дети». Для сравнения: в американской школе до 15 % детей не умеют либо читать (дислексия), либо писать (дисграфия), либо считать (дискалькулия). У нас же, если ребенок обучается в школе, то его научат читать, писать и считать. Потому по показателям обучаемости детей Украина занимает третье место в мире.

образование

По призовым местам в международных олимпиадах по физике, математике, информатике, химии, биологии украинская команда неизменно опережает практически все европейские страны, пропуская вперед только Америку и Россию (по некоторым наукам еще Беларусь). Еще один аргумент в  пользу украинского образования: иностранные вузы наперебой приглашают наших выпускников на обучение на условиях более благоприятных, чем  в Украине.

Если рассматривать обучение с точки зрения спортивной подготовки, то для достижения успехов необходимо тренироваться. Для достижения больших успехов необходимо много тренироваться. Для достижения выдающихся успехов необходимо запредельно тренироваться. Об этом знают все. Первым отличием отечественного образования является усиленные тренировки. Домашние задания, рефераты, контрольные, стихи наизусть, правила на  память, таблица умножения, формулы, законы… Учитель —  как строгий спортивный тренер… Кстати, таким образом организовано только платное обучение в Англии. Бесплатно – три предмета: родной язык, история и право. Хочешь учить математику – плати, физику – плати, химию и биологию – много плати.

Так что отечественное образование подобно усиленным тренировкам в спорте. Но зарубежное образование направлено на практическое применение знаний.

Компетенции современности

Понятно, что необходимо уметь писать, читать, считать. Необходимо научиться учиться. Сверхважной компетентностью является коммуникативная. Информационно-технологическая компетентность формируется практически с рождения – малыш с айфоном  в руках уже никого не удивляет. Эта медиакомпетентность признана одной из важнейших во всем мире согласно Конвенции ЮНЕСКО.

образование

Она заключается в нескольких моментах:

1. Ребенок умеет различать качество информации: достоверная информация или фейковая, позитивная или негативная, оригинальная или компиляция.

2. Ребенок умеет взаимодействовать с другими людьми, в том числе и в социальных сетях. На этом уровне формируются умения дискутировать, обосновывать собственное мнение, приводить аргументы в подтверждение своей позиции, признавать свои ошибки, становиться на позицию, отличную от собственной.

3. На третьем уровне медиакомпетентности дети учатся создавать свою качественную (достоверную), позитивную (побуждающую к совершенствованию и развитию), творческую информацию. Это и школьные газеты, и мини-фильмы, мультфильмы, другие медиапродукты.

В заключение хочется сказать, что украинское образование творческое и прогрессивное. Выпускники школ и вузов, попав в «зарубежье», практически все находят свое место и социализируются. К несчастью, в Украине отсутствует спрос на квалифицированные трудовые ресурсы. Поэтому инженеры идут в реализаторы, учителя в кассиры… и оценить качество их профессионального образования не представляется возможным. Вот и говорим «образование плохое». Оно не плохое, оно неподходящее.

— Читайте также: Олег Деревянко: «Школьные знания должны стать практическими навыками, применяемыми в жизни»

Мы в Facebook