«Редублированные» дети: Когда звание «второгодника» — не приговор

Опыт французской системы образования

01.03.2017

Оказаться второгодником — это была у нас, пионеров и передовиков школьной жизни, такая школьная страшилка советских времен. Точнее, последних обломков советских времен. Но… была. Казалось, что, оставшись в школе в каком-то классе на повторное обучение на второй год, ты навсегда поставишь крест на своей школьной карьере. Это было бы жестче фильма «Тупой и еще тупее». Во всяком случае школьное окружение делало все, чтобы учащемуся была неприятна сама мысль — провалиться до такой степени, чтобы тебя оставили на второй год?! Нет уж, увольте. На смеси стыда и неприятия, думаю, многие «троечники» держались из последних сил, прыгая выше головы, выскакивая из штанов, чтобы только не остаться на второй год. Ведь оценку «три» ставили за уровень «удовлетворительно», а вот «неуд», да еще и системный, уже попахивал серьезными неприятностями.

Дубль — не катастрофа

У моей младшей дочери, которая ходит в шестой класс колледжа во Франции, в классе четверо детей, которые учатся по второму году. Ну, вот когда вы думаете о второгодниках, которых все гоняют, шпыняют и обзывают, то вы можете тут же перестать размышлять в этом направлении и в подобном ключе. Здесь «редублированные» дети (так называется система) просто учатся, и никого это не шокирует.

Считается, что все дети сразу разные, и ни о каком «равнении на знамя» речи идти не может, поэтому остаться на второй год — это не наказание, а возможность двигаться дальше. Конечно, с пробуксовкой. Но все-таки дать себе шанс на нормальный, пусть и повторный старт в освоении школьной программы.

Впрочем, конечно, быть «редублированным» — означает не успевать за общим косяком товарищей в их синхронном плавании, означает выбиваться из допустимого нижнего предела требований. Это серьезное решение, и его принимают совместно учителя, родители и школа.

Схема попадания на второй год такова:

  • учителя наблюдают за учениками, определяя, справляется ли ребенок с задачами или у него от стресса и нескладухи общей результаты катятся вниз по наклонной;
  • учителя выдают рекомендации родителям, стоит ли им обратить внимание на общее состояние дел их чада и, может быть, подумать о попадании на второй год;
  • родители могут сами выступить с подобной инициативой — если ребенку настолько некомфортно в школе, что это становится заметно и дома. И терпеть эти страдания никому не хочется.

В итоге, ребенок, который остался на второй год, проходит программу по ключевым предметам (математика-язык-история) в специальном режиме: с ним занимаются отдельно и дополнительно. А вот на всякие труды и природоведения «редублированные» дети ходят вместе со своими товарищами. Что это дает? Снимает лишнее напряжение и не изолирует детвору в класс для отстающих — был у нас в школе такой, с последней буквой в обозначении.

Признаюсь в страшной душевной слабости: перед тем, как отдать детей в школу после переезда из Украины во Францию, я всерьез подумывала о том, чтобы дети пошли на класс младше. Услышав о такой идее, директор, проводящий с нами собеседование замахал на меня руками: «Да что вы такое думаете, мадам! Не надо этого. Они справятся. И не такое мы преодолевали». Так что я чуть было не упекла девчонок «на второй год» своими же руками, но директор оказался прав — справляются.

И вместо p.s.

Позже, в институте, на нашем достаточно сложном и насыщенном издательско-полиграфическом факультете мне встречались люди, которые «оставались на второй год». По разным жизненным причинам они брали академотпуск, чтобы вернуться в строй, и вместе с тем не растерять здоровья, решить какие-то семейные задачи и уважить другие серьезные резоны. Между двумя явлениями с одной и той же сутью (пропустить год обучения, чтобы собраться с мыслями и идти дальше) в школе и в институте пролегала пропасть — детям это должно было быть стыдно. А молодым людям-студентам — уже было можно. Насколько практика академических отпусков в вузах востребована во Франции расскажу вам чуть позже (пока ни дети, ни я еще туда не «доплыли»). А пока остается мне только одно: в очередной раз подумать о том, какая все-таки большая разница между системами обучения пролегает между Украиной и Францией.

Личный блог Ларисы Мищанчук: ptaxa.kiev.ua

— Читайте также: «Не пойду в школу» и как с этим бороться: 10 советов для родителей