Тревожность часто появляется впервые в школьном возрасте: дети боятся, что их будут ругать за плохую успеваемость, за недостаточное прилежание, переживают, что с ними не захотят дружить и еще много всего. Как результат — они не хотят идти в школу, а на уроках не могут сконцентрироваться, замыкаются или начинают хулиганить. Как взрослые могут помочь тревожному ребенку?
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.uaДоверие
Убедите их в том, что они могут поговорить с вами о чем угодно. Детям не обязательно при этом знать, с чего начать и как получше это преподнести. Просто дайте им понять, что вы готовы их выслушать.
Все можно решить
Дети должны знать, что решить и исправить можно все. Они улавливают ваши эмоции, поэтому позаботьтесь о том, чтобы это были спокойные вибрации, даже если вам придется притвориться. Убедите детей вот в чем: что бы они вам ни рассказали, вы не рассердитесь, не расстроитесь и не разочаруетесь в них. Вы, конечно, на самом деле можете испытывать все эти эмоции, но не проявляйте их в момент откровения. Дети раскрываются, доверяют вам, впускают в свой мир, пусть они думают, что этот момент доверия стоил того, чтобы разделить его с вами. Когда-нибудь вы будете благодарны за это.
Время на разговор
Выделите время на регулярные разговоры, при этом пусть ребенок имеет возможность закончить этот «разговор по душам», когда захочет. Нелегко разбираться в сложных вопросах, но если у вас будет традиция регулярного общения, это будет проще. Ведь благоприятный момент для разговора может наступить нескоро.
Без осуждения и критики
Возможно, дети действуют не так, как правильно, а так, как они могут в этот момент. Не спешите их критиковать и ругать за это. Когда дети знают, что их принимают, то становятся увереннее. Осуждение и критика, напротив, сделает их еще более неуверенными и отдалит от вас.
Останні новини
- WoMo-каталог прикрас: нові колекції ювелірних виробів від українських брендів
- Афіша тижня: що подивитися, послухати та куди сходити 22-28 квітня
- Фільм «Западня» скоро вийде в український прокат: дата прем’єри, трейлер, сюжет
- На Міжнародному форумі PRNext’24 оголосили переможців Національного рейтингу «Репутаційні АКТИВісти»
- Премія Георгія Ґонґадзе: оприлюднили короткий список номінантів на здобуття відзнаки за 2024 рік Новости на главной
Не рационализируйте
Абсолютно бесполезно говорить ребенку, испытывающему тревогу, фразу «не бойся». Он в этот момент находится перед выбором «бежать или бороться», и рациональные уговоры не подействуют, — ребенок их просто не может воспринять. Здесь вы можете помочь, если спокойно и мягко скажете, что вы понимаете, как сейчас ему плохо: «Я бы очень хотела, чтобы тебе было легче, я вижу как тебя расстраивает необходимость идти в школу». Не давайте ребенку повода ни «сражаться» с вами, ни «убегать» от вас. Так рациональная часть его мозга включится снова, а значит — ребенок успокоится и сможет спокойно принять соответствующее решение.
Найти слова
Помогите им найти слова, чтобы выразить эмоции и найти их смысл. Называйте то, что они, по вашему мнению, могут испытывать — так детям проще будет выбрать то самое определение: «Ты выглядишь сердитым/растерянным/грустным». Затем скажите им, что эти чувства испытывать можно, «у всех бывает». И у вас бывает. Вам понятна эта реакция.
Где тревожность, там и смелость
Смелые люди делают то, что делают, не из-за страха. На самом деле, любой из нас, выходя из зоны комфорта, испытывает его. Поэтому объясните детям следующее: их тревога означает, что скоро им предстоит сделать что-то смелое, иначе они бы не беспокоились об этом. Каждый по-разному преодолевает свои границы, кому-то одни вещи даются легко, а кому-то — тяжело. Все беспокоятся, но детям кажется, что только они оказались в такой ситуации. Расскажите им, сколько раз и о чем тревожились вы, и что потом все было хорошо и надо было не бояться, а действовать смело.
Выждать время
Говорите о беспокойстве, когда дети спокойны и счастливы — тогда они воспримут ваши слова. Спросите, что помогает ребенку успокоиться, что вы и другие взрослые делают для этого правильно, а что — нет. Постарайтесь не воспринимать ответы с обидой.
Внимание к мелочам
Дети, у которых тревожность связана со школой, обычно очень хорошо себя ведут и очень хотят, чтобы все было сделано правильно. Ваше одобрение значит для них все. Когда они делают что-то, что в свете их тревожности является важным — замечайте это, хвалите, даже если это что-то — доесть завтрак или заплести косичку.
Строгость не поможет
Скорее всего, вы уже пробовали этот прием, но он не работает. Тревожность — результат работы мозга, который уверен, что ребенок в опасности. Поэтому его поведение в этот момент является чистой физиологией. Это не потому, что вы их разбаловали. Тревожные дети хотят быть такими же, как и другие дети, для которых нет никакой проблемы идти в школу. Они не хотят чувствовать то, что чувствуют, поэтому наказывать бесполезно, говорить «да хватит уже, пора повзрослеть» — тоже.
Их мозг думает, что это вопрос жизни и смерти, их поведение — проявление самого сильного инстинкта. Если вы будете кричать или наказывать, ваш ребенок почувствует себя еще более одиноким и непонятым. Но вас обязательно будут осуждать люди, советующие «проучить как следует этого ребенка»! Не слушайте этих людей. Просто продолжайте действовать правильно и у вас все получится. Тревожность не появляется вдруг, так же она и не уйдет в одночасье. Но постепенно все изменится к лучшему. Будут улучшения и шаги назад, а потом шагов вперед станет больше.
Источник: heysigmund.com. Фото: Хеллоу Оливия